Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Советская судебная система по первым декретам Советской власти о суде


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


1) Декрет о суде № 1
Декрет о суде № 1, разработанный при активном участии В. И. Ленина, законодательно закрепил некоторые начала, на которых создавались и действовали первые революционные суды.
В то же время Декрет о суде № 1 учел уроки Парижской Коммуны: необходимо разрушить буржуазную, эксплуататорскую машину «правосудия», создать судебные учреждения на классовых пролетарских основах; сурово подавлять контрреволюционную буржуазию и ее агентуру, если в борьбе против пролетарской диктатуры она прибегнет к террористическим мерам.
Декрет упразднял окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские, а также коммерческие суды, заменяя их судами, образуемыми на основе демократических выборов.
Декрет приостанавливал деятельность мировых судов, заменяя мировых судей, избиравшихся ранее не прямыми выборами, местными судами в составе местного судьии двух очередных заседателей.
В дальнейшем мировые суды не были восстановлены, и, следовательно, фактически они были упразднены, хотя способ их упразднения был несколько иной, чем общих судов.
Одновременно с судебными учреждениями Декрет о суде № 1 ликвидировал также старую прокуратуру, следственный аппарат и адвокатуру.
Таким образом, вся ранее действовавшая система органов юстиции была уничтожена сверху донизу. В. И. Ленин считал это единственно правильным. Он говорил, что «безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения (этой задачей ограничивались кадеты и их подголоски меньшевики и правые эсеры),— а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно».
Как же по Декрету о суде № 1 строилась советская судебная система?
Декрет создал местные суды в составе местного судьи и двух очередных заседателей. При этом предусматривалось, что впредь местные судьи будут избираться на основании прямых, демократических выборов, т. е. населением непосредственно: до назначения таких выборов местные судьи избираются районными и волостными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а где таковых нет — уездными, городскими и губернскими Советами. Перечисленные выше Советы также составляли списки заседателей и определяли очередь их явки в суд.
К подсудности местного суда были отнесены гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, где обвиняемый может быть приговорен к наказанию не свыше 2 лет лишения свободы.
В качестве второй инстанции, имевшей право пересмотра в кассационном порядке решений и приговоров местного суда, являлся, согласно Декрету, уездный, а в столицах (имелись в виду Петроград и Москва) — столичный съезд местных судей, при этом специально оговаривалось, что приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.
Наряду с местными судами Декрет учреждал рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Перед нчми ставилась специальная задача: борьба «против контрреволюционных сил в целях принятия мер ограждения от них революции», а также рассмотрение таких особо опасных преступлений, как мародерство, хищничество, саботаж и прочие злоупотребления торговцев, промышленников, чиновников и иных лиц.
Трибунал действовал в составе семи человек: председатель и шесть очередных заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Декрет не определял, какие меры наказания могут применять революционные трибуналы. Это было сделано, на наш взгляд, вполне сознательно. В период учреждения революционных трибуналов — ноябрь 1917 г.— нельзя было предвидеть степень и формы сопротивления свергнутых классов пролетарской диктатуре. Надо, было дать революционному трибуналу самый широкий простор в выборе карательных мер, вплоть до высшей меры наказания, учитывая обстановку, в которой приходилось действовать трибуналу, и исходя из степени опасности для Советского государства как самого преступления, которое служит предметом рассмотрения трибунала, так и личности подсудимого.
Приговоры революционных трибуналов обжалованию не подлежали.
Декрет о суде № 1 организовал заново аппарат предварительного расследования.
По делам, подсудным местному суду, следствие возлагалось на местного судью единолично; однако, в качестве гарантии от необоснованного ареста или предания суду, устанавливалось, что постановление судьи о личном задержании гражданина, а также о предании суду должно быть подтверждено постановлением местного суда; иначе говоря, эти вопросы должны были решаться коллегиально с участием заседателей.
Что касается революционных трибуналов, то для производства предварительного следствия по делам, им подсудным, при Советах должны были создаваться следственные комиссии.
Вместо упраздненных прокурорского надзора и адвокатуры Декрет о суде № 1 не создавал никаких новых учреждений, организуя обвинение и защиту на широких общегражданских началах. В Декрете писалось: «В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».
По вопросу, какими законами должны были руководствоваться новые суды, Декрет содержал следующую формулу: «Местные суды решают дела именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».
Хотя это правило сформулировано для местных судов, следует признать, что оно в равной мере распространялось и на революционные трибуналы.
В. И. Ленин внес к этой формулировке примечание, имевшее принципиальный характер. Сущность его заключалась в том, что оно сделало более конкретным и понятным, какие же законы надо считать отмененными. «Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов PC и Крест. Депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам минимум Р. С. Д. Р. Партии и Партии С. Р.».
Таким образом, Декрет о суде № 1 на первое место, как критерий судьям при вынесении приговора и решения, ставил революционную совесть и революционное правосознание, допуская в то же время использование старых законов в ограниченных рамках и при определенных условиях.
Значение Декрета о суде № 1 исключительно велико. В. И. Ленин говорил, что, ликвидировав без остатка суды прежнего устройства — органы буржуазного господства, Декрет расчистил дорогу для настоящего народного суда.
Некоторые институты и правила, впервые внесенные Декретом о суде № 1: выборность судей непосредственно населением или Советами, участие в разбирательстве во всех судах заседателей, кассационный пересмотр приговоров и решений судов и иные — были восприняты всем нашим последующим законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.
2) Декрет о суде № 2
В развитие и дополнение Декрета о суде от 24 ноября 1917 г. ВЦИК 7 марта 1918 г. издал Декрет о суде № 22, касавшийся только местных судов. Декретом предусматривалось создание окружных судов, как судов первой инстанции, для рассмотрения уголовных и гражданских дел, превышавших подсудность местного народного суда; областных судов, в качестве кассационной инстанции для окружных судов, и, наконец, в «целях достижения единообразия кассационной практики», как указывалось в Декрете, в Москве - должен был быть учрежден еще один судебный орган: Верховный судебный контроль.
Таким образом, Декрет о суде № 2 значительно усложнял советскую судебную систему.
Этим, главным образом, объясняется, что окружные и областные суды были организованы далеко не повсеместно, а лишь в отдельных губерниях, а Верховный судебный контроль вообще не был учрежден. Следовательно, в организационном отношении Декрет о суде № 2 не имел существенного значения. Его большая роль состоит в том, что в Декрете содержался ряд правил в области судоустройства и процесса, развивавших демократические начала советского суда.
Декрет о суде № 2, касаясь народных заседателей, определил широко их полномочия, дав им право участвовать в судебном следствии и решать вопросы, относящиеся как к факту установления преступления, так и к мере наказания.
Декрет о суде № 2 официально разрешил пользоваться в суде родным языком. «В судах всех инстанций допускается судоговорение на всех местных языках». Это положение Декрета являлось осуществлением ленинской национальной политики в области правосудия; тем самым было покончено с незыблемым при царизме принципом единого, русского языка в судопроизводстве, как проявлением великодержавного шовинизма.
Декрет о суде № 2, хотя и в сжатой, начальной форме, определил содержание кассационного рассмотрения дел, введенного Первым декретом о суде:
«При обжаловании в кассационном порядке суд имеет право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но в в том случае, если признает, что обжалованное решение было явно несправедливо».
Кассационной инстанции, следовательно, предоставлялось право входить в оценку обстоятельств дела и его решения по существу. Это являлось отказом от основных начал буржуазной кассации, состоявшей в пересмотре приговоров и решений судов исключительно по формальным основаниям, т. е. в проверке соблюдения норм судопроизводства и применения норм материального права с запрещением проверять правильность решения дела по существу.
Декрет о суде № 2 отказался от обвинения и защиты на общегражданских началах, так как практика того времени показала, что зачастую высокая трибуна суда использовалась враждебными элементами для борьбы против Советской власти. По инициативе В, И. Ленина была образована первая советская организация обвинения и защиты в лице коллегий правозаступников, создаваемых при Советах. Последние избирали членов коллегии правозаступников и имели право их отзывать. Члены коллегии правозаступников выполняли обязанности общественных обвинителей и общественных защитников, и только они имели право выступать за плату в суде.
Создание коллегий правозаступников имело то неоспоримое преимущество, что ставило обвинение и защиту под контроль и руководство Советов.
Предусмотренное Декретом о суде № 1 право выступлений присутствующих на судебном заседании граждан было ограничено до минимума: по одному на стороне обвинения и защиты.
3) Нормативные акты о революционных трибуналах в 1917—1918 гг.
Наряду с актами о местных судах, в первый период существования Советской власти был издан ряд нормативных актов о революционных трибуналах.
18 декабря 1917 г. в составе общих революционных трибуналов были образованы революционные трибуналы печати, о которых несколько позднее, 28 января 1918 г., Совнарком издал особый Декрет. К подсудности этих трибуналов были отнесены «преступления и поступки, совершаемые путем использования печати». Трибуналы печати имели право временно или навсегда приостанавливать то или иное печатное издание, или изымать его из обращения; конфисковывать в общенародную собственность типографии или имущество издательств, если они принадлежат лицам, привлеченным к суду трибунала, и приговаривать виновных к лишению свободы.
19 декабря 1917 г. издается инструкция «О Революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».
Инструкция разрабатывалась в Наркомате юстиции РСФСР во время руководства им левых эсеров и была разослана на места без согласования и даже ведома Совнаркома и ВЦИК. В инструкции, содержался ряд положений и правил, ослаблявших роль и значение революционных трибуналов, призванных охранять Октябрьские завоевания от наиболее опасных посягательств классовых врагов.
Подсудность революционному трибуналу была об-риеована очень широко; устанавливалась публичность заседаний трибунала без каких-либо исключений; судебное следствие должно было происходить при участии обвинения и защиты во всех случаях; в перечень мер, которые имел право применять революционный трибунал, не была включена высшая мера наказания — расстрел.
В. И. Ленин сурово критиковал левоэсеровское руководство Наркомата юстиции; он требовал создания суда действительно революционного, скорого, беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам.
Ряд изданных позднее, в первой половине 1918 г., декретов Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был направлен на поднятие авторитета трибуналов, на улучшение их организации и деятельности.
Декрет Совета Народных Комиссаров «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. устанавливал, что революционные трибуналы сохраняются лишь в крупных центрах (в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах); все остальные местные и армейские революционные трибуналы должны быть упразднены; следовательно, сеть трибуналов значительно сокращалась. Отменялось деление революционных трибуналов на трибуналы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати. Из ведения трибуналов изымались все дела общеуголовного-характера и передавались на рассмотрение в общие суды. При революционном трибунале учреждалась, наряду со следственной комиссией, коллегия обвинителей, избираемая местными Советами, одной из основных обязанностей которой являлось поддержание обвинения перед революционным трибуналом.
29 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК «для суждения по важнейшим делам, которые будут изъяты из подсудности местных трибуналов». Весь состав Революционного трибунала избирался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и мог быть им досрочно отозван. Для производства следствия организовывалась следственная комиссия.
Важное значение имело создание в Революционном трибунале при ВЦИК центральной коллегии обвинителей, на которую возлагалось, помимо предания суду и поддержания обвинения по делам, подсудным Революционному трибуналу, объединение и руководство деятельностью коллегий местных революционных трибуналов.
По-новому в Декрете от 29 мая 1918 г. решался вопрос, какими законами должен руководствоваться Революционный трибунал при ВЦИК. Он был лишен права в какой-либо мере применять законы свергнутых правительств, а обязан был руководствоваться действующими законоположениями.
Крупным шагом по пути улучшения деятельности революционных трибуналов явилось создание 11 июня. 1918 г. Кассационного отдела при ВЦИК, преобразованного вскоре в Кассационный трибунал2. Отныне приговоры революционных трибуналов, за исключением Революционного трибунала при ВЦИК, могли быть в двухнедельный- срок обжалованы и опротестованы, и Кассационный трибунал представлял собой единую кассационную инстанцию с правом отмены - приговоров революционных трибуналов.
Таким образом, к середине 1918 г. трибунальная юстиция приобрела стройную систему: губернские и городские революционные трибуналы, как суды первой инстанции, Кассационный трибунал при ВЦИК — суд второй инстанции для всех местных трибуналов и, наконец, Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете в качестве суда первой инстанции по делам исключительной важности. Народный Комиссариат юстиции постановлением от 16 июня 1918 г. отменил все ранее изданные циркуляры о революционных трибуналах, восстановил их широкие права на избрание наказания. В постановлении писалось: «Революционные Трибуналы в выборе меры борьбы с контрреволюцией, саботажем и проч. не связаны никакими ограничениями, за исключением тех случаев, когда в законе определена мера наказания в выражениях: «Не ниже» такого-то наказания».
20—21 июня 1918 г. Революционный трибунал при ВЦИКе рассмотрел дело бывшего начальника морских сил Балтийского флота адмирала Щастного по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота. Признав Щастного виновным в предъявленном ему обвинении и принимая во внимание, что его вражеская деятельность проявлялась в то время, когда он занимал высший военный пост и располагал широкими правами во флоте, Трибунал приговорил его к расстрелу.
Это был первый приговор к высшей мере наказания, вынесенный революционным трибуналом. В дальнейшем наблюдается определенное изменение и карательной политике революционных трибуналов: они отказываются от присущего им ранее либерализма и превращаются в действенное орудие охраны пролетарской революции и ее завоеваний, обоснованно и справедливо используя свои права на применение всех мер репрессии вплоть до высшей меры наказания.
4) Учреждение Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК)
В выполнении возложенных на них задач революционные трибуналы действовали в тесном контакте с органами ВЧК. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем была организована 20 декабря 1917 г. во главе с «железным рыцарем революции» Феликсом Эдмундовичем Дзержинским. Образованию ВЧК предшествовало письмо В. И. Ленина товарищу Дзержинскому с обоснованием необходимости принять экстренные меры борьбы с контрреволюцией и проектом соответствующего Декрета. «Буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов. Сторонники буржуазии, особенно из высших служащих, из банковых чиновников и т. п., саботируют работу, организуют стачки, чтобы подорвать правительство в его мерах, направленных к осуществлению социалистических преобразований. Доходит дело даже до саботажа продовольственной работы, грозящего голодом миллионам людей. Необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками»,— писал В. И. Ленин 20 декабря 1917 г.
В тот же день по докладу Ф. Э. Дзержинского Совнарком РСФСР принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
ВЧК при ее создании являла собой орган предварительного расследования и предания суду революционного трибунала.
Позднее, когда контрреволюционеры стали применять против Советской власти самые острые, террористические меры борьбы, когда у рабоче-крестьянского государства создалось исключительно тяжелое положение в связи с наступлением немецких войск,— в принятом СНК Декрете-Воззвании «Социалистическое Отечество в опасности!» ВЧК было предоставлено право непосредственного применения репрессий, вплоть до расстрела на месте преступления, к шпионам, диверсантам и другим наиболее активным врагам революции.
Одновременно ВЧК сохраняла в течение всего периода своего существования и следственные полномочия.
Для всей деятельности ВЧК характерны следующие принципы: во-первых, гуманизм и, во-вторых, революционная законность. Показательным является тот исторический факт, что до сентября 1918 г. ВЧК не расстреляла ни одного политического врага Советского государства.
И лишь после убийства В. Урицкого и М. В. Володарского, после злодейского покушения на В. И. Ленина, многочисленных зверских расправ кулаков с членами комбедов, с бойцами продотрядов, с деревенскими коммунистами Совнарком в качестве ответной, вынужденной меры 5 сентября 1918 г. принял постановление «О красном терроре», в котором, в частности, говорилось, что «при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью».
Вся деятельность ВЧК и ее местных органов была подчинена строгой правовой регламентации. В развитие Постановления СНК от 20 декабря 1917 г. было разработано и утверждено ВЦИК 28 октября 1918 г. Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях, из которого явствовало, что Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности работает под непосредственным руководством и контролем Совнаркома и в тесном контакте с народными комиссариатами внутренних дел и юстиции, а на местах чрезвычайные комиссии подконтрольны Советам, которые назначают и отзывают их членов.
Весьма большое значение в смысле определения стиля работы членов ЧК имела составленная лично Ф. Э. Дзержинским в марте 1918 г. Инструкция для производства обыска и арестов, ориентирующая на бережное отношение к людям. В Инструкции указывалось, что каждый работник ЧК должен помнить, что он представитель Советской власти — власти рабочих и крестьян, и всякий его окрик, грубость, нескромность, невежливость — пятно, которое ложится на эту власть.
В начале 1919 г. Ф. Э. Дзержинский издал приказ «О строгом соблюдении советских законов», где указывалось, что сотрудники органов ЧК «обязаны знать все декреты и ими руководствоваться».
Приказ предупреждал председателей и членов ЧК, что неисполнение ими декретов, постановлений Советской власти и приказов ВЧК будет караться беспощадно.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +