Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Независимость судей и подчинение их только закону


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


В статье 155 Конституции СССР содержится ставшая уже классической формула: «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону».
Процессуальное законодательство раскрывает содержание независимости судей. «Судьи и народные заседатели разрешают уголовные дела на основании закона, в соответствии со своим социалистическим правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей»,— гласит статья 10 Основ уголовного судопроизводства. Аналогично указано в Основах гражданского судопроизводства (ст. 9).
Таким образом,- независимость советских судей состоит в том, что они ограждены при отправлении правосудия от какого бы то ни было постороннего вмешательства в их деятельность; никакие органы власти и управления, должностные лица не имеют права предписывать, диктовать суду, какое следует вынести решение или приговор по тому или иному делу.
Даже вышестоящие суды, отменившие приговор или решение нижестоящего суда в кассационном или надзорном порядке, не могут, не нарушая закона, предложить суду вынести определенный новый приговор или решение; они правомочны лишь отметить допущенные нарушения норм процессуального и материального права, ошибки в оценке доказательств по делу и рекомендовать пути их устранения.
Руководство КПСС судебными учреждениями, являющееся необходимым условием успешного выполнения ими целей и задач социалистического правосудия, протекает в рамках конституционного требования независимости судей. Этому не переставал учить В. И. Ленин. Так, он считал вредной содержащуюся в циркуляре ЦК РКП (б) от 16 июня 1921 г. о взаимоотношениях партийных и судебно-следственных учреждений директиву об обязательности для суда решения партийного комитета по делу привлеченного к ответственности коммуниста и добился ее отмены.
В письме в Политбюро ЦК РКП (б) от 18 марта 1922 г. В. И. Ленин предлагал «подтвердить всем губкомам, что за малейшую попытку «влиять» на суды в смысле «смягчения» ответственности коммунистов ЦК будет исключать из партии».
Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977 г., характеризуя роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций, в полном соответствии с ленинским учением о партии специально оговаривает, что «все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР» (ст. 6). Таким образом, конституционные установления, в частности, относящиеся к организации и деятельности правосудия, прокурорского надзора и иных юридических установлений, строго обязательны для членов КПСС и партийных органов.
Не подрывает ни в какой степени независимости судей установленная законом обязанность народных судей отчитываться перед избирателями и судов — перед органами, их избравшими.
Граждане и Советы народных депутатов, правомочные заслушивать отчеты судей и судов, могут критиковать ошибки и недочеты, допускаемые в судебной деятельности, рекомендовать те или иные меры для улучшения работы, но они также не имеют права вторгаться в область непосредственного отправления правосудия, предписывать выносить те или иные приговоры или решения по конкретным делам.
Независимость судей в СССР не только провозглашается, но и гарантируется. Она гарантируется прежде всего тем, что в условиях общенародного государства нет классов, групп населения, заинтересованных в том, чтобы суд защищал их узкие, своекорыстные — политические или экономические — интересы, что наблюдается в странах капитализма.
Но дополнительно к материальной гарантии в нашем законодательстве предусмотрен ряд юридических гарантий, делающих независимость судей действительной, реальной, а не призрачной, фиктивной, как это имеет место в буржуазных государствах.
К юридическим гарантиям относятся: а) избрание судей или непосредственно гражданами или соответствующими Советами народных депутатов; б) досрочное лишение судей их полномочий не иначе, как по отзыву избирателей или органов, их избравших, или в силу приговора суда; в) особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности; г) особый порядок дисциплинарной ответственности судей; д) тайна совещательной комнаты.
Избрание судей гражданами или такими широкими коллегиями, как Советы народных депутатов, уничтожает всякую возможность протекционизма, подбора на судейские должности «своих» людей в целях дальнейшего воздействия на судейскую деятельность в нужном направлении, что имеет место в буржуазных государствах, в большинстве которых комплектование судов производится путем назначения. Но даже там, где судьи избираются путем всеобщих и прямых выборов, судейские посты неизменно занимают Ставленники боссов большого бизнеса или политики.
Стремлением законодателя оградить судей от каких-либо посторонних на них влияний, наряду с прочими основаниями, объясняется предоставление права их досрочного отзыва только избирателям или Советам, которые правомочны избирать (ст. 35 Основ законодательства о судоустройстве).
Что касается самого порядка досрочного отзыва, то он регламентируется соответственно законодательством Союза ССР (в отношении судей судов СССР) и законодательством союзных республик (в отношении судей судов союзных республик).
В настоящее время во всех союзных республиках Президиумами Верховных Советов утверждены Положения о порядке досрочного отзыва судей и народных - заседателей. В Положениях определяется, кто имеет право возбудить вопрос об отзыве, регулируются основания для отзыва, порядок голосования и иные вопросы.
От досрочного отзыва судей следует отличать освобождение судей от должности по истечении полномочий, в связи с длительной болезнью или переходом на другую работу, а также по их просьбе при наличии уважительных причин.
Закон о судоустройстве РСФСР этот вопрос регламентирует в статье 20. Помимо досрочного отзыва судьи и народные заседатели могут быть лишены их полномочий в силу состоявшегося о них приговора суда (ст. 35 Основ законодательства о судоустройстве).
Одной из гарантий независимости судей является особый порядок дисциплинарной ответственности судей, существенно отличающийся от общего порядка дисциплинарной ответственности, косда дисциплинарные взыскания налагаются единолично должностными лицами на подчиненных им рабочих и служащих.
Регламентацию дисциплинарной ответственности судей Основы законодательства о судоустройстве относят к компетенции законодательства Союза ССР для судей судов СССР и законодательства союзных республик — для судей судов союзных республик (ст. 37).
В РСФСР действует Положение о дисциплинарной ответственности судей судов РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 мая 1976 г.
В Положении подчеркивается, что высокие задачи, которые возложены на советский суд, обязывают судью, избираемого народом, дорожить его доверием и являть собой образец честного служения Родине, точного и неуклонного исполнения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения, чтобы иметь моральное право судить и воспитывать других.
Служебные упущения и недостойные поступки судей подрывают авторитет суда, наносят ущерб делу правосудия, интересам государства и правам граждан и поэтому должны влечь за собой строгую ответственность.
В связи с этим Положение четко определяет, за что судьи несут дисциплинарную ответственность:
а) за упущения в судебной работе вследствие небрежности или недисциплинированности судьи;
б) за нарушение трудовой дисциплины;
в) за совершение поступков, недостойных звания советского судьи.
Таким образом, дисциплинарная ответственность судей, по сравнению с рабочими и служащими иных учреждений, предприятий, организаций, значительно расширена: если последние несут дисциплинарную ответственность только за нарушение трудовой дисциплины и за служебные упущения и проступки и не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за совершение недостойных, аморальных поступков, то судьи, в полном соответствии с предъявляемыми к ним высокими моральными требованиями, несут ответственность и за совершение поступков, роняющих авторитет судьи в глазах населения.
Для рассмотрения дел о совершенных судьями дисциплинарных проступках образуются коллегии по дисциплинарным делам при судах автономных округов, судах автономных областей, городских, областных, краевых судах, Верховных Судах автономных республик и Верховном Суде РСФСР.
Коллегия по дисциплинарным делам при Верховном Суде РСФСР утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР из числа членов Верховного. Суда РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР в составе 5—7 членов сроком на пять лет.
Коллегия по дисциплинарным делам при Верховном Суде автономной республики утверждается Президиумом Верховного Совета данной республики из числа членов этого судами судей районных (городских) народных судов в составе 5—7 членов сроком на пять лет по совместному представлению Председателя Верховного Суда автономной республики и министра юстиции этой республики.
Дисциплинарная коллегия при судах автономных округов, судах автономных областей, городских, областных, краевых судах утверждается соответствующим исполкомом Совета народных депутатов из-числа членов этих судов, председателей и судей районных (городских) народных судов сроком на пять лет в составе 5—7 членов по совместному представлению председателя соответствующего суда и начальника отдела юстиции исполкома Совета народных депутатов.
Положение точно регламентирует, дисциплинарные проступки каких судей коллегии правомочны рассматривать (ст. 5).
Дисциплинарная коллегия рассматривает дела, как правило, в открытом заседании, причем само разбирательство подчинено установленным правилам, гарантирующим объективность и справедливость выносимого коллегией решения (ст. ст. 8-13 Положения). Коллегия по дисциплинарным делам может налагать следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор. Принимается решение большинством голосов членов коллегии, излагается в письменной форме и подписывается председательствующим и членами коллегии, участвующими в рассмотрении дела.
Решение дисциплинарных коллегий всех судов, кроме дисциплинарной коллегии при Верховном Суде РСФСР, может быть в двухнедельный срок обжаловано судьей, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в дисциплинарную коллегию при Верховном Суде РСФСР; решение последней и является окончательным.
Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не подвергается новому взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
В целом Положение о дисциплинарной ответственности судей судов РСФСР, как и в других союзных республиках, построено на демократических основах и является одной из существенных гарантий их независимости. В систему правовых гарантий независимости судей входит «тайна совещательной комнаты».
Уголовно-процессуальное законодательство о тайне совещательной комнаты гласит следующее: «Приговор постановляется судом в совещательной комнате: Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц не допускается... Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место в совещательной комнате» (ст. 302 УПК РСФСР). Аналогично же говорится о тайне совещательной комнаты в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР (ст. 193). Тайна совещательной комнаты преследует следующие цели; исключить всякую возможность воздействия кого-либо на состав суда при постановлении приговора или решения; создать деловую, творческую обстановку для свободного обсуждения всех вопросов, составляющих содержание приговора или, решения; укрепить уверенность граждан в независимости судей и тем самым повысить авторитет суда и воспитательное воздействие правосудия.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +