«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Для буржуазных правовых систем, в процессуальном строе которых имеется институт кассации, типичным является сосредоточение кассационных полномочий в едином для всего государства судебном учреждении. Таковым во Франции и является в настоящее время Кассационный суд; в царской России это был Правительствующий Сенат в. лице уголовно-кассационного и гражданско-кассационного департаментов.
Централизация кассационных функций в едином суде является в буржуазных государствах мощным рычагом контроля и руководства практикой деятельности судебных органов в нужном для господствующего класса направлении.
Естественно, что централизация, кассационного производства отдаляет суд от населения, делает судопроизводство медленным и дорогостоящим. Особенно это ощущают трудящиеся, не имеющие средств оплатить большие судебные расходы, неизбежные при кассировании приговоров и решений нижестоящих судов.
В Российской империи, в виду огромных расстояний, отделявших столицу — Петербург от периферии, отрицательные качества централизованной кассации ощущались особенно остро.
Советское правительство, создавая новый суд, важнейшей задачей ставило приблизить судебные учреждения к трудящимся, упразднить все институты и правила, порождающие бюрократизм, волокиту, удешевить судопроизводство.
Исходя из этого, Декрет о суде № 1 решительно отказался от построения кассации на началах централизации и встал на путь максимально возможной ее децентрализации: ликвидировав Сенат со всеми его департаментами, упразднив апелляцию. Декрет предоставил право кассационного пересмотра приговоров и решений местных судов уездным и столичным (в Москве и Петрограде) съездам местных судей.
Это было смелым, революционным мероприятием в судоустройстве, поскольку рабоче-крестьянское государство, в период становления новой, пролетарской судебной системы, лишало себя одного из активных средств централизованного руководства политикой и практикой местных судов. Оно было продиктовано неиссякаемой верой в правосознание трудящихся классов, в Советы рабочих и крестьянских депутатов, в большевистские партийные организации, - призванные направлять деятельность судебных органов и руководить ею, верой в то, что они будут исходить при решении уголовных и гражданских дел из правильно понятых общегосударственных интересов в области правосудия.
Децентрализация кассационных инстанций, как принцип советского социалистического правосудия, целиком и полностью оправдала себя и была воспринята всем последующим законодательством о судоустройстве а судопроизводстве в СССР.
В настоящее время кассационной инстанцией для районных (городских) народных судов являются областные, краевые суды, суды автономных округов и автр« номных областей, Верховные Суды автономных республик, а в союзных республиках, не имеющих областного, краевого деления,— Верховные Суды этих республик.
Для областных, краевых судов, судов автономных округов и автономных областей, Верховных Судов автономных республик кассационной инстанцией является Верховный Суд соответствующей союзной республики. Приговоры, решения и определения военных трибуналов армий, флотилий и им равных рассматриваются в кассационном порядке в военных трибуналах военных округов и военных флотов; приговоры, решения и определения последних — в Военной коллегии Верховного Суда СССР.