Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Выборность всех судов в СССР


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


В СССР все суды образуются путем выборов, т, е. избирается весь состав суда: председатель суда (или старший судья в районных (городских) народных судах некоторых союзных республик), заместители председателя и члены суда, народные судьи и народные заседатели.
В Советском государстве принцип выборности всех судов установлен еще Декретом о суде № 1, воспринятым законодательством о правосудии и является программным партийным требованием.
Комплектование судебных учреждений на началах выборности судей В. И. Ленин считал одним из условий последовательного демократизма в устройстве суда.
Буржуазные государства не могли и не могут осуществить выборность судей, комплектуя свои судебные органы, как правило, путем назначения (Англия, Федеральные Суды США, Франция, ФРГ и т. д.). Власть эта формально принадлежит главе государства — президенту (Франция, США), королю (Англия), но фактически она находится в руках министра юстиции (в Англии — лорда-канцлера). К назначаемым предъявляются высокие требования, и прежде всего высшего Юридического образования. В. И. Ленин замечает, что служебная роль назначаемости — в сохранении кадров буржуазных судей, «ибо назначаемые судьи в большинстве неизбежно будут в силу принадлежности большинства «образованных» юристов к буржуазии, выходцами из буржуазии».
В тех случаях, когда в виде исключения суды избираются, даже путем всеобщих и прямых выборов (некоторые штаты США), при помощи различных махинаций (подкуп избирателей, подделка бюллетеней и т. д.) судейские посты неизменно занимаются ставленниками боссов большого бизнеса.
«Всеобщие выборы судей — фарс и обман общественности»,— так выразительно характеризует выборы судей в США профессор Дельман Карлен, директор Института организации правосудия в Нью-Йорке.
В Конституции СССР 1977 г., как и в ранее действовавшем законодательстве, принцип выборности судов проводится со всей последовательностью. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (ст. 152 Конституции СССР).
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года (там же). Все вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет (там же). Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет, а народные заседатели — собраниями военнослужащих сроком на два с половиной года (там же).
Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных, заседателей. В состав Верховного Суда СССР входят по должности председатели Верховных Судов союзных республик (ст. 153 Конституции СССР 1977 г.).
Каковы требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели?
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР устанавливают, что судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет (ст. 31).
Таким образом, имеется лишь возрастной ценз для выборов в судьи и народные заседатели. Этот ценз повышен (ранее — 23 года, а по Закону о судоустройстве 1938 г. — даже 18 лет), что надо признать своевременным и разумным, так как для судей необходим большой жизненный опыт, умение разбираться в людях, в сложных взаимоотношениях и обстоятельствах гражданского или уголовного дела.
В этой связи нельзя не вспомнить высказываний М. И. Калинина о том, кто может быть судьей в Советском государстве. «Вот если бы меня сейчас спросили, какое лицо соответствует званию судьи, кто может быть в нашем государстве сейчас судьей, я бы сказал, что судья должен обладать знаниями хотя бы в пределах коммунистического университета; это должен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях, и я еще к этому должен прибавить — культурный человек».
Это говорилось в 1934 г., т. е. более сорока лет тому назад.
Постановление ЦК КПСС от 16 июля 1964 г. «О состоянии юридической науки и о мерах улучшения юридического образования в стране» предусматривало расширение контингента приема в юридические вузы и, соответственно, увеличение числа судей с высшим юридическим образованием.
Среди народных судей, избранных по СССР в 1976 г., с высшим юридическим образованием было свыше 95 процентов.
Принцип выборности судей сочетается с подотчетностью судей народных судов перед избирателями и остальных судебных органов — перед избравшими их соответствующими Советами народных депутатов: областными, краевыми, городскими, Советами автономных областей и автономных округов (ст. 152 Конституции СССР).
Верховные Суды союзных и автономных республик отчитываются, соответственно, перед Верховными Советами союзных и автономных республик, а в период между сессиями — перед Президиумами Верховных Советов данных республик.
Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР ответственны и отчитываются перед Верховным Советом СССР (ст. 10 Закона о Верховном Суде СССР).
Как прямое следствие ответственности и подотчетности судей и народных заседателей перед избирателями или избравшими их органами, Конституция СССР предусматривает право досрочного их отзыва в установленном законом порядке (ст. 152 Конституции СССР).
В настоящее время этот порядок регулируется статьей 35 Основ законодательства о судоустройстве, которая гласит: «Судьи и народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий не иначе как по отзыву избирателей, или органа, их избравшего, или же в силу состоявшегося о них приговора суда».
Следовательно, право досрочного отзыва судей и народных заседателей пронизано демократическими началами. Указание В. И. Ленина, что истинный демократизм выборного учреждения состоит в признании и применении права отзыва избирателями своих выборных, нашло в советском судоустройственном законодательстве последовательное выражение.

Продолжение ...







Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +