Страховым случаем называется событие, предусмотренное условиями договора страхования, с наступлением которого страховщик должен выплатить страховое возмещение или страховую сумму. Порядок действий страхователя при наступлении этого события устанавливается договором страхования.
Опишем общий порядок действий при наступлении страхового случая. Сразу же после происшествия вам необходимо позвонить своему страховщику и уведомить его о наступлении страхового случая, указав свои ФИО, номер страхового полиса, местонахождение, обстоятельства происшествия и контактный телефон для обратной связи. Срок уведомления, как правило, указывается в тексте правил страхования или на лицевой стороне страхового полиса.
Затем вы должны лично подъехать в страховую компанию для предъявления оригинала или заверенной копии страхового полиса или другого документа (сертификата, свидетельства), подтверждающего заключение договора страхования. Кроме того, от вас потребуется предоставить заявление о выплате страховой выплаты (страхового возмещения, страховой суммы), квитанции об оплате страховой премии, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а при необходимости – документы, способные подтвердить наступление страхового случая. Если речь идет об автостраховании, то при обращении в страховую компанию к общему списку документов необходимо дополнительно приложить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации или другие документы на право владения и распоряжения транспортным средством.
После того, как будут представлены все необходимые документы и произведена оценка наступившего страхового случая, страховщик должен произвести страховую выплату в срок, указанный в договоре для данного страхового случая.
Порядок действий при наступлении страхового случая может несколько различаться в зависимости от вида страхования. Так, если произошло событие, подпадающее под условия договора страхования от несчастного случая, то вам необходимо будет зафиксировать повреждения в медицинском учреждении, а выданную справку предъявить страховщику вместе с остальными документами.
При автостраховании, если автомобиль оказался поврежден в результате ДТП и других событий, на место происшествия следует вызвать сотрудников ГИБДД. Если ДТП произошло с участием третьей стороны, то на месте ДТП вам необходимо получить справку формы № 12, а в группе разбора - справку формы № 31. И ту, и другую требуется приложить к перечню документов для предъявления страхователю. Если второй участник отсутствует, то вам понадобится только справка формы № 12.
Если автомобиль был поврежден на стоянке в результате действий злоумышленников в результате падения какого-либо предмета (например, дерева), то на место происшествия необходимо вызвать сотрудников ОВД, попросив их составить протокол с описанием повреждений. В случае хищения транспортного средства в страховую компанию потребуется предоставить соответствующие материалы из ОВД или ГИБДД, а также комплекты брелоков от сигнализации.
При страховании другого имущества в зависимости от характера события, приведшего к причинению ущерба, обязательно обратитесь в уполномоченные органы. В случае противоправных действий третьих лиц таким органом будет ОВД; при стихийном бедствии – органы МЧС, гидрометеослужбы или исполнительные органы местной администрации; при пожаре – органы Госпожнадзора; в случае взрыва газа – соответствующие органы аварийной службы; в случае аварии с системах отопления, водоснабжения, канализации – соответствующие жилищно-эксплуатационные организации. От вас потребуется обеспечить осмотр поврежденного имущества экспертом страховщика, который должен проводиться в вашем присутствии.