Порядок оформления права собственности на земельный участок, на котором стоит индивидуальный жилой дом, зависит от наличия или отсутствия землеоотводных документов на этот участок.
При отсутствии землеоотводных документов с этой целью необходимо обратиться в орган местного самоуправления того муниципального образования, где расположен участок с заявлением, содержащим просьбу о предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации или на праве аренды. По истечении одного месяца заявителю должны будут дать ответ о том, возможно ли оформить право собственности на данный земельный участок.
В случае положительного ответа заявитель получает на руки копию документа, подтверждающего этот факт. Порядок последующих действий включает в себя заказ в геодезической организации топографической съемки земельного участка, выполнение работ по межеванию (установление границ на местности), утверждение проекта границ земельного участка и постановку его на кадастровый учет. Для проведения межевого дела вам также потребуется ряд документов, среди которых – сведения ГЗК, акты согласования границ со смежниками, справка об отсутствии коммуникаций и некоторые другие. Обычно эти процедуры занимают примерно месяц.
Затем в течение пяти дней органом местного самоуправления будет подготовлено Постановление о предоставлении земельного участка в собственность. В тот же срок на основании подготовленного Постановления заключается договор купли-продажи земельного участка, одной из сторон которого, помимо заявителя, выступает государство. Договор купли-продажи не заключается в случае, если земельный участок был предоставлен государством бесплатно или достался заявителю по наследству, а также, если заявитель имеет право бессрочного пользования земельным участком.
Заключенный договор купли-продажи в обязательном порядке должен пройти регистрацию в территориальном отделе государственного управления Федеральной регистрационной службы. Для подачи запроса на регистрацию в этот орган необходимо представить следующие документы:
- заявление;
- копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
- постановление органа местного самоуправления об оформлении земельного участка;
- договор купли-продажи;
- нотариально заверенный кадастровый план участка;
- документы на постройки (если они есть).
Все документы, за исключением документа, подтверждающего личность, необходимо подавать в двух экземплярах – копию и подлинник.
Если у заявителя имеются первоначальные землеоотводные документы, то оформление права собственности на земельный участок осуществляется по упрощенной схеме. Это касается участков, предназначенных для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства.
Государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам до того, как начал действовать Земельный кодекс РФ, производится на основании свидетельства о праве, решения местной администрации о предоставлении участка или другим документом, удостоверяющим право гражданина на земельный участок. Для прохождения упрощенной процедуры оформления земельного участка этот документ необходимо предоставить в Управление Федеральной регистрационной службы, приложив к нему кадастровый паспорт участка.
Наконец, граждане могут произвести оформление права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом. Для этого лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в таком доме, должно подать в комитет по архитектуре заявление о подготовке проекта межевания территории. После того, как проект будет готов, необходимо провести кадастровые работы и подготовить пакет документов для постановки на кадастровый учет земельного участка. Право общей долевой собственности на участок под многоквартирным домом также подлежит государственной регистрации, которая производится в Управлении Росреестра по соответствующему федеральному округу.