Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Статья 446. Ответственность за вред, причиненный действиями должностных лиц в области административного управления


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Государственные учреждения отвечают за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями их должностных лиц в области административного управления, на общих основаниях (ст. ст. 444, 445), если иное не предусмотрено специальным законом. За вред, причиненный такими действиями должностных лиц организациям, государственные учреждения отвечают в порядке, установленном законом.

1. Статья 446 воспроизводит ч. 1 ст. 89 Основ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 г. ч. 1 ст. 89 изложена в следующей редакции: „Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях (статья 88 настоящих Основ), если иное не предусмотрено законом. За вред, причиненный такими действиями организациям, ответственность наступает в порядке, установленном законом."

2. Комментируемая статья — норма специальная; предусмотренная в ней ответственность связывается с особыми, специальными условиями. Ими, во-первых, являются особый характер деятельности государственных учреждений и, во-вторых, причинение вреда в сфере этой деятельности неправильными служебными действиями их должностных лиц.

3. Статья 446 говорит об ответственности в области „административного управления", под которым понимается управленческая деятельность в форме принятия (издания) актов, содержащих властные предписания. Это приказы, распоряжения, указания, адресуемые организациям и гражданам, подлежащие обязательному исполнению и создающие отношения властеподчиненности.

Не обязательна письменная форма приказов, распоряжений и других властных актов управления. Ответственность наступает и за вредоносные словесные акты власти. Ответственность по ст. 446 наступает за неправильные служебные действия. Под служебными действиями понимаются совершенные должностным лицом в пределах его компетенции действия, из которых складывается акт административного управления, действия, не отделимые от этого акта.

Под действия, причинившие вред, подпадает и бездействие: невыдача того или иного документа, например задержка в выдаче трудовой книжки уволенному работнику (в данном случае складывается гражданско-правовое, внедоговорное обязательство, ибо с момента увольнения работника трудовые отношения прекратились).

4. Применение ст. 446 предполагает причинение вреда действиями неправильными, т. е. действиями противоправными. Они к тому же должны быть виновными. Это действия, образующие общий состав правонарушения, о чем свидетельствует содержащаяся в ст. 446 ссылка на ст. ст. 444, 445. Следовательно, ответственность по ст. 446 наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда и, кроме того, при наличии указанных в ней специальных условий.

5. Учету подлежат неправильные действия не любого работника, а лишь должностных лиц. Понятие же должностного лица дано в примечании к ст. 170 УК РСФСР.

Под должностными лицами понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также замещающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию. Следует считать, что к должностному лицу может быть приравнен любой работник, которому было поручено осуществление акта административного управления, а также лица, выполняющие управленческие функции на общественных началах (например, общественный автоинспектор ГАИ).

6. В связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. „О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 21, ст. 750) и изменением редакции ч. 1 ст. 89 Основ в настоящее время установленную ст. 446 ответственность несут не только государственные учреждения, но и государственные предприятия и другие организации, а также общественные учреждения, предприятия и организации.

Ответственность по ст. 446 различна в зависимости от того, кому причинен вред: гражданину или организации. Ответственность перед гражданином наступает на изложенных условиях, „если иное не предусмотрено специальным законом" (ч. 1 ст. 446). Единственное исключение из общего правила ч. 1 ст. 446 ныне составляет ответственность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда (ст. 447). Согласно ч. 2 ст. 446 ответственность перед организациями наступает ,,в порядке, установленном законом". Это означает, что ответственность перед организациями Наступает лишь в случаях, специально установленных законом. Действующему законодательству известны следующие особые случаи ответственности госучреждений:

1) ст. 2 Сводного закона о реквизициях и конфискациях от 28 марта 1927 г.;

2) ст. 4 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 16 января 1928 г. „Об ответственности за убытки, причиненные незаконным вмешательством органов власти в деятельность кооперативных организаций" (СУ РСФСР, 1928, № 11, ст. 101);

3) ст. 84 КТМ и ст. 19 Положения о государственных морских лоцманах от 26 апреля 1973 г. (Бюллетень нормативных актов, 1973, № 12, с. 6), предусматривающие ответственность морского порта за причинение вреда аварией, происшедшей по вине морского лоцмана;

4) ст. 394 ГПК, согласно которой взыскатель (в том числе и организация) вправе предъявить к соответствующей организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +