Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Статья 382. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине (статьи 222 и 224).
В транспортных уставах (кодексах) могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя.

1. Ответственность перевозчика за сохранность груза и багажа возникает с момента принятия груза (багажа) к перевозке и продолжается до выдачи управомоченному на его получение лицу или согласно правилам другой организации.
Перевозчик отвечает:
а) за утрату груза и багажа. Под утратой понимается невозможность для перевозчика выдать груз (багаж) получателю в течение определенного срока. При этом не имеет значения, по какой причине создалась такая невозможность: погиб ли груз (багаж), затерялся ли в пути или на складе транспортной организации либо в нарушение правил выдан третьему лицу (организации). По истечении установленного срока утрата груза (багажа) предполагается и получатель груза (багажа) вправе потребовать возмещения их стоимости. Так, при железнодорожных перевозках груз считается утраченным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней, а багаж — в течение 10 дней после окончания срока их доставки в пункт назначения (ст. ст. 154, 134 УЖД);
б) за недостачу груза и багажа. Под недостачей понимается разница в весе или количестве груза (багажа), принятого к перевозке и выданного получателю по одному перевозочному документу (накладной, квитанции).
При определении недостачи должны быть учтены установленные нормы естественной убыли и расхождений в показаниях весовых приборов. Такие нормы не принимаются во внимание, если речь идет об утрате целых мест;
в) за повреждение груза и багажа. Оно характеризуется нарушением целостности и состояния груза (багажа) в результате какого-либо внешнего, механического воздействия на них (поломка, вмятины, бой и т. д.). От повреждения следует отличать порчу груза (багажа), под которой понимаются такие изменения (химические, физические или биологические) их свойств, которые ухудшают качественную характеристику груза (багажа) и приводят к снижению либо даже полной утрате грузом (багажом) полезных свойств (например, в результате несоблюдения температурного режима при перевозке фруктов они загнили и покрылись плесенью). Порча, хотя она и не упоминается в настоящей статье, влечет такую же ответственность перевозчика, что и повреждение груза или багажа.
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза и багажа при наличии его вины. Исключение составляет правило ст. 161 КТМ, в силу которого при перевозке грузов в заграничном сообщении перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, обусловленную даже виновными действиями или упущениями капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном (т. н. навигационные ошибки).
Вина перевозчика предполагается (презюмируется): он считается виновным, пока не будет установлена его невиновность. Доказать свою невиновность обязан сам перевозчик. Это положение ст. 382 соответствует ст. 222 ГК, в силу которой „отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство".
Положение ст. 222 ГК, предоставляющее сторонам право установить по договору ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств без вины, к отношениям по перевозке неприменимо. Транспортные уставы и кодексы не допускают подобных соглашений (см. ст. 143 УЖД; ст. 179 УВВТ; ст. 126 УАТ; ст. 160 КТМ; ст. 108 ВК). Лишь при морских перевозках допускаются соглашения об изменении предусмотренной ст. 160 КТМ ответственности перевозчика с момента принятия груза до погрузки его на судно и после выгрузки до сдачи груза получателю (ч. 3 ст. 160 КТМ)
2. В транспортном законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя. Это положение нужно понимать в том смысле, что в соответствующих случаях получатель или отправитель должны доказать нарушение перевозчиком правил и условий перевозки. Только при доказанности этого факта и вступает в действие презумпция (предположение) его вины.
В свою очередь перевозчик для сложения с себя ответственности вправе доказывать, что хотя нарушение условий перевозки и имело место, однако причиной утраты, недостачи или повреждения груза явились другие обстоятельства, а не его вина. К таким случаям относятся: а) доставка груза в пункт назначения в исправных перевозочных средствах (исправных вагонах, судах, грузовых помещениях, автомобилях, контейнерах) за исправными пломбами грузоотправителя, в целой исправной таре без следов вскрытия в пути, или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, либо при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза (п. „а" ст. 149 УЖД; п. „б" ст. 192 УВВТ; ч. 1 ст. 162 КТМ; п. „а" ст. 133 УАТ); б) перевозка груза в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя (п. „в" ст. 149 УЖД; п. „а" ст. 192 УВВТ; п. „в" ст. 133 УАТ; ч. 2 ст. 162 КТМ); в) отгрузка груза с риском его утраты (полной или частичной) либо повреждения при перевозке.
Таковы случаи перевозки груза на открытом подвижном составе (на платформе, на палубе судна и т. д.), допускаемого Правилами к такой перевозке, когда воздействие естественных причин может привести к недостаче, порче или повреждению груза (п. „б" ст. 149 УЖД; ч. 1 п. „б" ст. 192 УВВТ; п. „б" ст. 133 УАТ). Такой же характер носит отгрузка груза в таре, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) недостача груза в пределах норм естественной убыли (п. „г" ст. 149 УЖД; п. „д" ст. 192 УВВТ; п. „г" ст. 133 УАТ).
Ссылка перевозчика на эти обстоятельства освобождает его от ответственности за несохранность груза, поскольку предполагается, что утрата (недостача), порча или повреждение груза произошли вследствие одной или нескольких из указанных причин, пока грузополучатель или грузоотправитель не докажет иного.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +