Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Статья 377. Ответственность за невыполнение плана автомобильных грузовых перевозок


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Отправитель, не предъявивший груз для перевозки автомобильным транспортом, должен уплатить автотранспортной организации штраф за все непредъявленное по сравнению с планом перевозок или разовым заказом количества груза. Груз, который был предъявлен отправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.
Автотранспортная организация, не подавшая отправителю транспортные средства в количестве, достаточном для перевозки предусмотренного планом перевозок или принятым к исполнению разовым заказом груза, должна уплатить отправителю штраф за все невывезенное по сравнению с планом или разовым заказом количество груза, подготовленного к отправке. Подача перевозочных средств, непригодных для перевозки предусмотренного планом груза, приравнивается к неподаче транспортных средств.
Автотранспортная организация и отправитель освобождаются от ответственности за невыполнение плана перевозок, если оно произошло вследствие:
1) явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т. п.);
2) аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на срок не менее трех суток;
3) временного прекращения или ограничения перевозки грузов по определенным дорогам, установленного в порядке, предусмотренном Уставом автомобильного транспорта РСФСР.
Размер штрафов, предусмотренных настоящей статьей, определяется Уставом автомобильного транспорта РСФСР.

1. Настоящая статья конкретизирует правила ст. 376 применительно к автомобильным перевозкам.
2. Количество груза, которое должно быть предъявлено к перевозке (перевезено), определяется: а) при плановых перевозках — декадным плановым заданием; б) при неплановых - принятым к исполнению разовым заказом грузоотправителя.
За непредъявление к перевозке груза в количестве, предусмотренном в декадном плановом задании или в принятом к исполнению разовом заказе, грузоотправитель и несет имущественную ответственность в форме штрафа.
Штраф взыскивается за все непредъявленное количество груза. Непредъявленным считается и груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем Правилам перевозок грузов, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную его отправку.
Это может выражаться в предъявлении груза: а) без тары, если по правилам перевозки он должен перевозиться в таре; б) в нестандартной или в неисправной, не обеспечивающей полную сохранность груза при перевозке таре; в) ненадлежаще замаркированного или вообще без маркировки; г) без приложения товарно-транспортных документов или неправильного их оформления и т. д. (ст. 52 УАТ).
Автотранспортное предприятие вправе отказаться от перевозки и в тех случаях, когда грузоотправителем предъявлен к перевозке груз, не предусмотренный заявкой или принятым к исполнению разовым заказом или с назначением в другой пункт (ст. 144 УАТ).
3. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок, предусмотренных в декадных плановых заданиях или в принятых к исполнению разовых заказах грузоотправителей. За неподачу перевозочных средств в количестве, достаточном для перевозки предусмотренного декадным заданием (разовым заказом) груза, автотранспортная организация уплачивает грузоотправителю штраф за все невывезенное количество подготовленного к отправке груза.
Перевозочные средства должны подаваться исправными, в пригодном для перевозки данного груза состоянии (ст. 44 УАТ). Они должны быть исправными: а) в техническом отношении — отвечать требованиям Правил технической эксплуатации автомобильного транспорта (например, не иметь повреждений, с исправными ходовой частью и тормозами и т. д.); б) в коммерческом отношении — обеспечивать сохранность перевозимого груза (например, не иметь постороннего запаха при перевозке продовольственных товаров) и в) отвечать санитарным требованиям (быть очищенными от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях промытыми и продезинфицированными). Подача перевозочных средств, непригодных для перевозки предусмотренного планом (заказом) груза, приравнивается к неподаче их.
4. Автотранспортная организация и отправитель освобождаются от ответственности за невыполнение плана, происшедшее вследствие:
а) стихийных явлений. Перечень таких явлений дан примерный (заносы, наводнения, пожары и т. п.). Любое событие, подпадающее под понятие „стихийного явления" (например, горный обвал, половодье и др.), должно рассматриваться как обстоятельство, освобождающее автотранспортную организацию и грузоотправителя от ответственности за невыполнение плана перевозок. Но стихийные явления приобретают такое значение лишь при том условии, если они носят характер непреодолимой силы (см. ст. 85 и комментарий к ней), исключающей возможность подачи перевозочных средств и предъявления груза к перевозке;
б) аварии на предприятии отправителя. Арбитражная практика рассматривает аварию как обстоятельство, освобождающее от ответственности за невыполнение плана перевозок, независимо от того, по каким причинам она произошла — в результате стихийного явления, по вине третьих лиц либо даже самого грузоотправителя (Сов. юстиция, 1969, № 4, с. 33). Такое решение, однако, не соответствует принципу, на который опирается ответственность за невыполнение плана перевозок, и не вытекает из смысла закона. Если грузоотправитель отвечает даже за случайное невыполнение своей плановой обязанности, то тем более он не может освобождаться от этой ответственности, если невозможность выполнения плана перевозок обусловлена его виной.
Для освобождения от ответственности ввиду аварии необходимо, чтобы она повлекла прекращение работы предприятия (производство продукции) и чтобы такое состояние продолжалось не менее трех суток. Грузоотправителем должна быть предъявлена справка со ссылкой на соответствующий акт об аварии;
в) временного прекращения или ограничения перевозки. Для исключения ответственности по этим основаниям необходимо, чтобы временное прекращение или ограничение перевозок грузов было произведено в установленном порядке: оно допускается только в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.
Решения о прекращении или ограничении перевозок (с указанием срока их действия) принимаются: по дорогам общегосударственного значения — Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, а по остальным дорогам общего пользования — Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов.
В неотложных случаях органы Государственной автомобильной инспекции могут запрещать или ограничивать движение автомобилей, осуществляющих перевозки, по отдельным участкам улиц или дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения (ст. 20 УАТ).
Перечень обстоятельств, освобождающих автотранспортную организацию и отправителя от ответственности за невыполнение плана перевозок, является исчерпывающим. Все другие обстоятельства, обусловившие невозможность подачи перевозочных средств и предъявления груза к перевозке, хотя бы они и наступили по независящим от сторон обстоятельствам, не освобождают от ответственности, если они не подпадают под этот перечень.
В связи с этим при заключении годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом стороны не вправе включать в них не предусмотренные настоящей статьей (ст. 131 УАТ) дополнительные условия, касающиеся освобождения их от ответственности за невыполнение плана перевозок.
5. Автотранспортное предприятие за невывоз груза и соответственно грузоотправитель за непредъявление груза к перевозке в количестве, предусмотренном в декадном плановом задании или в принятом к исполнению разовом заказе, уплачивают друг другу штраф в размере 20% стоимости перевозки невывезенного (непредъявленного к перевозке) груза (ст. 127 УАТ).
Расчет суммы штрафа (по каждой декаде в отдельности) производится автотранспортным предприятием на основе данных учетной карточки, подтверждающей выполнение плана перевозок, и сообщается грузоотправителю по окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца.
Сумма штрафа, причитающаяся автотранспортному предприятию или грузоотправителю, подлежит уплате в пятидневный срок.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +