Если недостатки проданной вещи не были оговорены продавцом до передачи вещи покупателю, покупатель вправе предъявить продавцу претензию по поводу этих недостатков немедленно по обнаружении их, однако не позже шести месяцев со дня передачи вещи, а по поводу недостатков строения - не позже одного года со дня передачи строения во владение покупателя. Если день передачи строения установить невозможно или если строение находилось во владении покупателя до заключения договора купли-продажи, - со дня заключения договора.
Советом Министров РСФСР могут быть установлены иные сроки для заявления претензий о недостатках вещей, проданных розничными торговыми организациями.
1. Сроки предъявления претензий в связи с недостатками проданной вещи устанавливаются лишь в отношении претензий по поводу не оговоренных продавцом недостатков вещи. Что же касается недостатков вещи, оговоренных продавцом до передачи ее покупателю, то споры, связанные с ними, вообще не могут возбуждаться, поскольку право на такую оговорку не исключено законом (как оно, например, исключено для розничной торговой сети, кроме комиссионных магазинов или случаев продажи уцененных товаров).
2. Относительно не оговоренных продавцом недостатков покупатель вправе предъявить претензию немедленно по их обнаружении, однако не позже шести месяцев со дня передачи вещи. Шестимесячный срок для предъявления претензий установлен в отношении всех вещей, кроме жилых строений.
3. По поводу недостатков жилых строений претензия должна быть заявлена не позже одного года со дня передачи строения во владение покупателя. Однако не всегда день передачи строения можно установить, особенно если строение находилось во владении покупателя и до заключения договора купли-продажи (например, покупатель до заключения договора купли-продажи в течение нескольких лет арендовал его). В этих случаях годичный срок исчисляется со дня заключения договора.
4. Срок для заявления претензий о недостатках вещи, проданной розничными торговыми организациями, определен Правилами обмена промышленных товаров. Правила устанавливают, что претензии по поводу явных недостатков должны заявляться в течение 14 дней, не считая дня покупки, а скрытых — 6 месяцев со дня покупки. Эти сроки для сезонных товаров (одежда, меховые изделия и т. д.) исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.