Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Статья 137. Предметы, которые могут приобретаться лишь по специальным разрешениям


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Перечень предметов, которые по своему значению для народного хозяйства, по соображениям государственной безопасности или по иным основаниям могут приобретаться лишь по особым разрешениям (оружие, летательные аппараты, сильнодействующие яды и др.), а также порядок выдачи этих разрешений определяются законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР.
Валютные ценности: иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты); платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие) и фондовые ценности (акции, облигации и другие) в иностранной валюте; банковские платежные документы в рублях (чеки и другие), приобретаемые за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту; драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии и природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, а также жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделии из этих металлов и камней, а также лома таких изделий, могут приобретаться лишь в порядке и в пределах, установленных законодательством Союза ССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1977 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, №6, ст. 129).
1. Наряду с вещами, полностью изъятыми из гражданского оборота, к каковым относятся объекты исключительной собственности государства (см. комментарий к ст. 95), и вещами, находящимися в свободном обращении, существуют также предметы, ограниченные в обороте.
Ограниченная оборотоспособность вещей может быть вызвана различными обстоятельствами. В одних случаях ограничение оборотоспособности вещей вызвано тем значением, какое они имеют для народного хозяйства, в других — соображениями государственной и общественной безопасности, в третьих — интересами охраны государственной тайны и т. д. Указанные вещи могут приобретаться лишь в особом порядке и подчиняются особому правовому режиму (особым правилам хранения, перевозки, использования в производственных, лечебных и иных целях и т. д.).
2. Перечень предметов, закрепленный в ст. 137, не является исчерпывающим. К предметам, которые могут приобретаться лишь по специальным разрешениям, относятся, в частности, множительные аппараты (ротаторы, стеклографы, ротапринты), взрывчатые вещества, воинское снаряжение, радиоактивные вещества, спиртные напитки выше установленной законом крепости, наркотические вещества и т. д. В тех случаях, когда тот или иной предмет может быть приобретен лишь по особому разрешению, отказ соответствующего органа выдать такое разрешение можно обжаловать лишь в административном порядке.
3. Все организации, которым по характеру их деятельности выделяются оружие и боеприпасы, обязаны получить в органах милиции, за исключением особо предусмотренных случаев, специальные разрешения как на приобретение, так и на хранение оружия и боеприпасов. Указанные разрешения выдаются органами милиции соответствующим организациям на определенный срок. Передача оружия и боеприпасов из одной организации в другую, независимо от их ведомственной подчиненности, производится только по разрешению органов милиции.
На органы милиции возложено осуществление контроля за приобретением, хранением, использованием и регистрацией (перерегистрацией) охотничьих ружей, а также выдача разрешений на их приобретение и хранение. Продажа гладкоствольных и нарезных охотничьих ружей гражданам производится повсеместно по разрешению органов милиции, с одновременным предъявлением охотничьего билета. Охотничьи, ружья подлежат регистрации в органах милиции не позже одного месяца после их приобретения.
Перерегистрация таких ружей осуществляется один раз в три года. За регистрацию и перерегистрацию принадлежащих гражданам охотничьих ружей и определение их технического состояния взимается плата (см. постановление Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. № 646 "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей". — СП СССР, 1975, № 18, ст. 110. Ответственность за нарушение правил приобретения, регистрации, использования и хранения огнестрельного оружия предусмотрена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1976 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1976, № 26, ст. 872).
4. В числе предметов, которые могут быть приобретены лишь по специальным разрешениям, в ст. 137 указаны летательные аппараты. Основным органом, в ведении которого находятся принадлежащие государству гражданские воздушные суда (летательные аппараты), а также аэропорты, аэродромы и наземное оборудование, является Министерство гражданской авиации СССР. Другие государственные организации могут иметь в своем ведении, а кооперативные и общественные организации — в собственности необходимые для обеспечения своих нужд летательные аппараты, наземное оборудование только с разрешения Совета Министров СССР.
Находящиеся в ведении государственных организаций и принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. При занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна. Ведение реестра и установление перечня воздушных судов, подлежащих регистрации, возлагается на Министерство гражданской авиации СССР (ст. ст. 5 и 10 ВК).
5. В законодательстве определен как перечень сильнодействующих ядовитых веществ, так и порядок их производства, сбыта и отпуска, хранения, учета и перевозки. Так, организации (кроме медицинских и ветеринарных учреждений), потребляющие сильнодействующие ядовитые вещества, могут их приобретать и хранить только по разрешениям органов милиции. Указанные вещества подлежат особому учету и хранению и должны расходоваться потребителями исключительно для своих непосредственных нужд.
Потребителям сильнодействующих ядовитых веществ запрещено без специального разрешения передавать их кому бы то ни было, а также перераспределять их по подчиненным органам. Передача и обмен указанных веществ допускаются только по специальному письменному разрешению министра или руководителя ведомства или их заместителей и только в пределах данного ведомства. Разрешение руководителя министерства (ведомства) не освобождает организацию от обязанности получить в органах милиции разрешение на передачу или обмен указанных веществ. Органам милиции предоставлено право в случае нарушения организациями установленного правового режима сильнодействующих ядовитых веществ запрещать производство, сбыт, хранение и потребление указанных веществ и изымать их у соответствующих организаций.
6. В случаях, предусмотренных законодательством, определенные организации в соответствии с возложенными на них задачами могут приобретать предметы, перечисленные в ч. 1 ст. 137, без особого на то разрешения. Так, медицинские и ветеринарные учреждения приобретают выделенные им по плану сильнодействующие яды без специального разрешения органов милиции. Однако и в этом случае сильнодействующие яды подлежат в указанных организациях особому хранению и учету.
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. „О сделках с валютными ценностями на территории СССР" исключил из числа валютных ценностей ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, изготовленные как промышленным, так и кустарным способом, независимо от наличия на них пробирного клейма, а также лом таких изделий. Не являются валютными ценностями сусальное золото и диски из драгоценных металлов для зубопротезирования.
Вместе с тем любые изделия производственного и лабораторного назначения, полуфабрикаты и детали таковых, производственные отходы (опилки, стружка и т. п.), а также монеты из драгоценных металлов, за исключением монет, находящихся в обращении на территории СССР, являются валютными ценностями (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. — Бюллетень Верховного Суда СССР, 1980, № 3,с. 17; см. также Бюллетень Верховного Суда СССР, 1978, № 4, с. 21—24).
8. Совершение на территории СССР операций по покупке у организаций и граждан, а также по продаже им валютных ценностей является исключительным правом Госбанка СССР. Другие организации (например, Внешторгбанк СССР) могут совершать такие операции только по поручению Госбанка СССР.
Исключительное право Госбанка СССР на совершение указанных операций с валютными ценностями не распространяется на операции по скупке драгоценных металлов и драгоценных камней предприятиями золото-платиновой и алмазной промышленности, на операции Министерства финансов СССР с драгоценными металлами и камнями и на внешнеторговые сделки, а также на совершаемые в установленном порядке в целях коллекционирования сделки купли-продажи и обмена единичных экземпляров монет, являющихся валютной ценностью.
9. Сделки с валютными ценностями между гражданами, находящимися на территории СССР, не допускаются, кроме случаев: а) дарения валютных ценностей супругу, детям, родителям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам. Дарение таких ценностей в иных случаях допускается только с разрешения Министерства финансов СССР. Дарение валютных ценностей на сумму свыше 50 руб. подлежит обязательному нотариальному удостоверению (см. комментарий к ст. 237); б) завещания и приобретения по праву наследования валютных ценностей.
Допускаются между гражданами сделки купли-продажи, обмена и дарения в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, являющихся валютной ценностью, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.
10. О производстве и приеме платежей в иностранной валюте и иными валютными ценностями на территории СССР см. комментарий к ст. 175.
11. Сделки с валютными ценностями, не соответствующие требованиям закона, недействительны. Скупка, продажа и обмен валютных ценностей либо использование таких ценностей в качестве средств платежа, совершенные в нарушение установленных правил обращения валютных ценностей, влекут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР. Вместе с тем ответственность установлена и за незаконные операции с предметами, не относящимися к валютным ценностям (например, чеками „Внешпосылторга", ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов).
Так, незаконная продажа платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, при отсутствии признаков спекуляции влечет штраф в размере до 50 руб. с конфискацией платежных документов. Лица, виновные в спекуляции указанными платежными документами, а также ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и камней или ломом таких изделий, привлекаются к административной или уголовной ответственности за спекуляцию.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +