Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

Статья 97. Правомочия государственных организаций по распоряжению оборотными средствами и продукцией


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Государственные организации распоряжаются сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, денежными и иными оборотными средствами, а также готовой продукцией в соответствии с целевым назначением этих средств и согласно утвержденным планам.

1. В Указе от 30 октября 1981 г. в ч. 1 ст. 22 Основ исключено слово „предприятий", а слова „колхозам и иным кооперативным и общественным организациям" заменены словами „колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям" Советское государство осуществляет принадлежащее ему право собственности через свои органы. Государственные имущества, выделенные в оперативное управление госорганов, подразделяются на фонды в зависимости от характера самих этих имуществ и от характера функций госоргана, в ведении которого они находятся.
Среди имущественных фондов государственных предприятий и объединений различаются: а) производственные фонды (основные средства — оборудование, транспортные средства и т. д.; оборотные средства — сырье, топливо, материалы и т. д.); б) фонды обращения (готовая продукция и эксплуатационные денежные средства); в) специальные фонды (амортизационный фонд, фонды экономического стимулирования, фонд капитальных вложений и т. д.).
Основные фонды (средства) экономически характеризуются тем, что они обслуживают производство или иную деятельность в течение нескольких хозяйственных циклов, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму. Стоимость основных средств входит в затраты на производство продукции или услуг постепенно, по мере их снашивания. Оборотные средства целиком потребляются в одном цикле, а потому их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции или услуг.
Положение о бухгалтерских отчетах и балансах относит к основным средствам предметы, которые служат не менее одного года и стоят не менее 100 руб. за единицу, если министерством или ведомством не установлен иной лимит стоимости основных средств в пределах 100 руб.; соответственно этому к оборотным средствам отнесены предметы, которые служат менее одного года, независимо от их стоимости, либо стоят менее 100 руб. (или менее установленного лимита в пределах 100 руб.); независимо от срока их службы. Некоторые предметы относятся либо к основным либо к оборотным средствам, независимо от их стоимости и срока службы.
Среди имущественных фондов бюджетных учреждений различаются основные средства и материалы. К основным средствам относятся предметы, которые служат более одного года, независимо от их стоимости, или стоят не менее 100 руб. за единицу, независимо от срока службы. Некоторые предметы отнесены к основным средствам независимо от стоимости и срока службы. Остальное имущество учитывается в составе материалов. Денежные средства бюджетных учреждений подразделяются на ассигнования из бюджета и внебюджетные, в том числе специальные средства (постановление Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. № 527,— СП СССР, 1980, № 20, ст. 117). Специальными средствами являются доходы бюджетных учреждений от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или иной деятельности. Специальные средства образуются только при наличии разрешений, а их расходование производится по утвержденным сметам, причем передвижка сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в другую не допускается.
Закрепленные за хозяйственной организацией основные и оборотные средства в их стоимостном выражении образуют ее уставный фонд, размер которого отражается на самостоятельном балансе данной организации (п. 11 Положения о предприятии; п. 38 Положения о производственном объединении). Размер уставного фонда — средств означает вместе с тем и увеличение ее уставного фонда; напротив, их уменьшение (например, путем списания с баланса действующего, но морально устаревшего оборудования) означает, что размер уставного фонда уменьшается.
В Основах (ст. 22) и ст. 96 к основным средствам отнесены предприятия, здания, сооружения, оборудование и другое имущество. Тем самым понятие "основные средства" используется для обозначения имущества в натуре, а не в его денежном выражении. К оборотным средствам ГК (ст. 97) относит оборотные производственные фонды (сырье, топливо, материалы, полуфабрикаты), а также денежные средства. При этом денежные средства отнесены к оборотным средствам независимо от того, на какие цели они могут расходоваться.
Готовая продукция не включается ГК в состав оборотных средств. При использовании понятий "основные и оборотные средства" следует учитывать, что они нередко употребляются для обозначения не самого имущества в натуре, а имущества в его денежном выражении. Под основными средствами понимают основные производственные фонды в их денежной оценке. К оборотным средствам относят не только оборотные производственные фонды, но и готовую продукцию в их денежном выражении. Что же касается денежных средств, то к оборотным средствам относят ту их часть, которая предназначена на эксплуатационные нужды.
2. В ст. 96 определен порядок распоряжения государственным имуществом, относящимся к основным средствам.
В числе основных средств государственных организаций особо выделяются предприятия, здания и сооружения. Порядок передачи предприятий, зданий и сооружений от одной социалистической организации другой определен Положением о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1979. г. № 910 (СП СССР, 1979, № 26, ст. 172; см. также постановление Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1980 г. № 210. - СП РСФСР, 1980, № 11, ст. 85).
3. В случаях, предусмотренных законом, госорганы могут сдавать в аренду закрепленные за ними здания и сооружения другим предприятиям и организациям и в этом смысле распоряжаться указанными объектами. Так, временно не используемые здания и сооружения, а также производственные, складские и иные помещения, закрепленные за предприятием или производственным объединением (комбинатом), последние могут сдавать в аренду другим организациям по действующим в данной местности ставкам арендной платы. Срок аренды не может превышать пяти лет. Предприятие, производственное объединение (комбинат) и производственная единица предоставляют здания, помещения и сооружения в бесплатное пользование профсоюзному органу (см. п. 17 Положения о предприятии; п. 46 Положения о производственном объединении).
4. Порядок распоряжения другим имуществом, относящимся к основным средствам (оборудованием, транспортными средствами и т. д.), а также оборотными средствами в их натурально-вещественном выражении (сырьем, топливом, материалами и т. д.) зависит прежде всего от того, используется ли имущество данной организацией, является ли для нее временно ненужным либо вовсе излишним. Если имущество используется данной организацией, то сама организация не вправе передать его в собственность (оперативное управление) другой. Право перераспределения такого имущества предоставлено вышестоящим органам государственного управления. При этом законодательство определяет как самый круг этих органов, так и пределы, в которых они могут распоряжаться имуществом подчиненных организаций.
Так, министры СССР и министры союзных республик могут перераспределять между предприятиями и стройками оборудование и материалы, а начальникам главных управлений министерств СССР такое право предоставлено лишь в отношении оборотных средств (сырья, топлива, материалов). Одновременно с передачей оборудования и материалов должны вноситься необходимые изменения во все взаимосвязанные плановые показатели, а также в расчеты предприятия (организации) с бюджетом.
Если же материальные ценности относятся к сверхнормативным или излишним, то общий порядок их реализации таков (см. постановление Совета Министров СССР от 31 июля 1981 г. № 732 "О порядке реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей". — СП СССР, 1981, № 22, ст. 126. К сверхнормативным относятся материальные ценности, имеющиеся у предприятий, объединений, организаций и учреждений (в дальнейшем — предприятий), в количестве, превышающем норматив запасов, к излишним - пригодные для использования, но не нужные предприятиям, у которых они находятся.
В дальнейшем сказанное об излишних материальных ценностях относится и к сверхнормативным, если иное не вытекает из характера изложения). Сведения об излишках предприятия представляют вышестоящему по отношению к ним органу и территориальному органу системы Госснаба или сбытовому органу министерства, государственного комитета и ведомства (в дальнейшем — орган Госснаба или сбытовой орган), на который возложена реализация соответствующих материальных ценностей.
Вышестоящие органы в месячный срок со дня направления им сведений об излишках перераспределяют материальные ценности, на которые они выделяют фонды, между подведомственными предприятиями. При отказе вышестоящего органа от перераспределения излишков или неполучения от него ответа в месячный срок предприятие извещает о наличии излишков орган Госснаба или сбытовой орган. Предприятие вправе самостоятельно реализовать неиспользуемые материальные ценности, распределяемые в плановом порядке, при отказе органа Госснаба или сбытового органа от реализации излишков или неполучения от них ответа в месячный срок со дня направления сведений о наличии излишков.
Материальные ценности, не распределяемые в плановом порядке, реализуются предприятиями самостоятельно. Реализация сверхнормативных материальных ценностей производится по утвержденным оптовым или розничным ценам за вычетом торговых скидок. Реализация неиспользуемых материальных ценностей производится по ценам, определяемым по соглашению сторон, но не превышающим действующих оптовых цен, а по продукции, на которую установлены только розничные цены, — по ценам, не превышающим розничных цен за вычетом торговых скидок.
Суммы, полученные от продажи материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам, остаются в распоряжении предприятия в качестве его оборотных средств, а от продажи оборудования и других материальных ценностей, числящихся на балансе капитальных вложений, зачисляются на счета финансирования капвложений; от продажи материальных ценностей, относящихся к основным средствам, остаются в распоряжении предприятия и направляются в фонд развития производства, а по предприятиям, где такого фонда нет, — на финансирование капитальных вложений; от продажи материальных ценностей госбюджетными организациями зачисляются в доход бюджета, если законодательством не установлен иной порядок использования таких средств.
5. Хозяйственная организация может сдавать в аренду другим предприятиям и организациям временно не используемые основные средства (п. 16 Положения о предприятии; п. 44 Положения о производственном объединении). Временно не используемые транспортные средства предприятия транспорта могут сдавать в аренду лишь с разрешения вышестоящего органа.
6. Одной из форм распоряжения основными и оборотными средствами, закрепленными за госорганом, является передача другим предприятиям и организациям материалов и оборудования для изготовления необходимой данному госоргану продукции (п. 63 Положения о предприятии; п. 98 Положения о производственном объединении; см. также п. 77 Общего положения о промышленных объединениях).
7. Хозяйственная организация распоряжается закрепленными за нею основными и оборотными средствами и тогда, когда списывает с баланса морально устаревшее оборудование (п. 75 Положения о предприятии; п. 131 Положения о производственном объединении; п. 105 Общего положения о промышленных объединениях); списывает с баланса выявленные недостачи оборотных средств (п. 77 Положения о предприятии; п. 133 Положения о производственном объединении); отпускает другим организациям производственные отходы (п. 70 Положения о предприятии; п. 102 Положения о производственном объединении) и т. п.
8. В целях стимулирования предприятий к наиболее эффективному использованию закрепленного за ними имущества, сокращению сверхплановых запасов неустановленного оборудования, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей и т. д.
предприятия в соответствии с действующим законодательством вносят в бюджет плату за производственные основные фонды и оборотные средства. Плата за фонды вносится за счет части прибыли (чистого дохода) предприятия. Плату за фонды вносят и производственные объединения (комбинаты).
Нормы платы за производственные основные фонды и оборотные средства (как правило, в размере 6% их стоимости) устанавливаются на ряд лет. При этом должно быть обеспечено оставление у нормально работающего предприятия прибыли, необходимой для образования фондов предприятия и покрытия плановых затрат (прироста собственных оборотных средств, капитальных вложений и других). В перспективе плата за фонды должна стать основной формой платежей в бюджет и важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов государства. См. п. 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729 (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 154); п. 10 постановления Совета Министров СССР от 21 июня 1971 г. № 413 (СП СССР, 1971, № 13, ст. 91) ; п. 55 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. №695 (СП СССР, 1979, № 18, ст. 118).
Поскольку плата за фонды устанавливается в зависимости от стоимости основных фондов и оборотных средств предприятия и представляет собой изъятие части прибыли предприятия в бюджет, то размер этой платы существенно влияет на образование фондов экономического стимулирования. Чем выше плата за фонды, тем меньше прибыли остается в распоряжении предприятия на образование и пополнение фондов экономического стимулирования. По своей юридической природе плата за фонды представляет особый налог, взимаемый государством с принадлежащих ему предприятий.
9. Имущество, относящееся к основным средствам государственных организаций, не подлежит отчуждению в собственность граждан, кроме отдельных видов имущества, продажа которого гражданам допускается законодательством Союза ССР и РСФСР. Так, продажа гражданам жилых домов исполкомами местных Советов, государственными предприятиями и учреждениями предусмотрена Инструкцией Министерства финансов СССР от 10 января 1949 г. № 40 (См. Законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве, т. I, M., 1972, с. 385).
10. Оборотные средства государственных организаций подразделяются на собственные и заемные. Собственными называются средства, закрепленные за предприятием и хозяйственной организацией, заемными — получаемые в виде банковских ссуд. Собственные оборотные средства предприятие вправе расходовать на любые нужды, связанные с его эксплуатационной деятельностью; заемные — в зависимости от оснований их предоставления. Порядок нормирования оборотных средств определен постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1962 г. № 85 „Об улучшении нормирования оборотных средств государственных предприятий и организаций" (СП СССР, 1962, № 2, ст. 18) и Типовой инструкцией, утвержденной Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Госбанком СССР 27 марта 1962 г. (Сборник постановлений, приказов и инструкций по финансово-хозяйственным вопросам, М., 1962, № 9).
Промышленные министерства СССР разрабатывают и по согласованию с Министерством финансов СССР утверждают для производственных объединений (предприятий) экономически обоснованные нормативы оборотных средств. В одиннадцатой пятилетке размеры собственных оборотных средств должны быть приведены в соответствие с указанными нормативами с замещением при необходимости части норматива банковским кредитом.
Закрепленные за предприятием (производственным объединением) оборотные средства в пределах норматива не могут быть у него изъяты. Излишки оборотных средств (сверх норматива) вышестоящий орган может изъять только в порядке перераспределения по годовому отчету предприятия (производственного объединения) или в связи с изменением его плана (п. 12 Положения о предприятии; п. 42 Положения о производственном объединении).
11. Государственная организация может распоряжаться оборотными средствами (в их натурально-вещественном и денежном выражении), а также готовой продукцией в соответствии с их целевым назначением и согласно утвержденным планам. Распоряжение имуществом вопреки его целевому назначению и (или) планам влечет ответственность государственной организации и ее работников.
12. Государственная организация распоряжается готовой продукцией, сбывая ее по договорам купли-продажи и поставки. Если выпускаемая предприятием (производственным объединением) продукция распределяется по плану, то оно может заключать договор о возмездной реализации такой продукции лишь с ее плановым получателем. Продукцию, распределяемую в плановом порядке, предприятие (производственное объединение) вправе использовать для собственных нужд лишь в тех пределах, в каких она выделена ему по плану. Продукцию, не распределяемую в плановом порядке, а также не находящую сбыта по нарядам, предприятие (производственное объединение), по общему правилу, может реализовать самостоятельно (см. пп. 66 и 68 Положения о предприятии; п. 94 Положения о производственном объединении).
13. Статья 97 рассматривает как оборотные средства любые денежные средства государственных организаций. Но в их составе у предприятий и хозяйственных организаций наряду с эксплуатационными средствами (см. п. 1 комментария к статьям 96 и 9 7) имеются также специальные фонды. Важнейшие из них: амортизационный фонд; фонды экономического стимулирования; фонд капитальных вложений. (В дальнейшем все сказанное о специальных фондах предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, относится и к специальным фондам производственных объединений, если иное не вытекает из самого характера изложения.)
Амортизационные отчисления предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, направляются по трем каналам: на капитальный ремонт, на образование фонда развития производства и на финансирование централизованных капитальных вложений (пп. 16 и 18 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729; п. 48 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695).
Источником образования амортизационного фонда является та часть амортизационных отчислений, которая предназначена на капитальный ремонт и перечисляется на банковский счет предприятия по капитальному ремонту. В целях предоставления предприятиям лучших возможностей для маневрирования финансовыми ресурсами предприятие может, если это экономически целесообразно, за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт, взамен капитального ремонта приобретать новое оборудование. В целях наиболее рационального использования амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, предприятие часть этих отчислений передает вышестоящему органу для создания резерва на оказание помощи тем предприятиям, у которых собственных средств на капитальный ремонт недостаточно.
У предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, за счет прибыли и других источников создаются фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Средства указанных фондов должны использоваться строго по целевому назначению. Неиспользованные остатки фондов переходят на следующий гбд и изъятию не подлежат (п. 47 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1969 г. № 695).
Фонд материального поощрения предназначен для премирования работников предприятий, вознаграждения за годовые итоги работы, а также для оказания работникам единовременной помощи. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также для улучшения культурно-бытового обслуживания работников предприятия.
Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений по новой технике, механизации и автоматизации производства, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда. Этот фонд образуется за счет отчислений от прибылей, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывших основных фондов.
К числу фондов экономического стимулирования предприятий относится также фонд ширпотреба. Источником его образования является прибыль, полученная предприятием от реализации товаров широкого потребления и изделий производственного назначения, изготовляемых из отходов производства. Порядок образования и использования фонда ширпотреба определен постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1964 г. (СП СССР, 1964, № 13, ст. 88; 1973, № Ь, ст. 35) и Инструкцией Министерства финансов СССР от 23 декабря 1964 г. (с изменениями от 29 марта 1973 г.). Средства этого фонда расходуются на расширение производства и улучшение качества товаров народного потребления, на строительство и ремонт жилых домов сверх плана капитальных вложений, на премирование работников, непосредственно занятых в производстве товаров народного потребления, и т. д.
К важнейшим специальным фондам предприятий относится фонд капитальных вложений. Средства этого фонда расходуются предприятием на создание, расширение и реконструкцию основных фондов. Источником его образования являются ассигнования из бюджета, отчисления от прибылей и амортизационные отчисления. На предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, фонд капитальных вложений образуется за счет части (от 50 до 90%) амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов. Другая их часть зачисляется в фонд развития производства.
Средства фонда капитальных вложений хранятся на счете по капитальному строительству, который открывается предприятию в Стройбанке. Затраты на создание, расширение и реконструкцию основных фондов могут быть произведены предприятием за счет не только фонда капитальных вложений, но и иных фондов, в частности фонда развития производства, амортизационного, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда ширпотреба, а также за счет банковского кредита. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729 предусматривает повышение роли долгосрочного банковского кредита и собственных средств хозорга-нов в создании и реконструкции основных фондов (п. 41).
К числу специальных фондов предприятий и производственных объединений могут быть также отнесены фонд для премирования за создание и внедрение новой техники и фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений (см. например, п. 39 Положения о производственном объединении).
14. До сих пор речь шла об имущественных фондах, находящихся в оперативном управлении государственных организаций как самостоятельных юридических лиц. Но оперативное управление не является единственной правовой формой обособления государственного имущества, которое находится также в ведении органов хозяйственного руководства, с одной стороны, и внутренних структурных подразделений предприятий и производственных объединений, с другой.
Государственное имущество, которое выделено органу хозяйственного руководства состоит из двух частей: одну его часть образуют денежные средства и иное имущество, выделенное органу хозяйственного руководства на содержание его аппарата и хозяйственные мероприятия, обеспечивающие его нормальную деятельность. Указанное имущество выделено органу хозяйственного руководства как юридическому лицу и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Другую часть выделенного органу хозяйственного руководства имущества составляют средства (фонды, резервы), подлежащие распределению между звеньями возглавляемой им системы. (Подробнее см. Полонский Э. Г. Право оперативного управления государственным имуществом, с. 63—65.)
В отношении этого имущества органу хозяйственного руководства принадлежит право управления. Осуществление этого права происходит путем совершения органом хозяйственного руководства административных актов (в первую очередь, путем распределения средств централизованных фондов и резервов между звеньями системы). Внутренним структурным подразделениям предприятий и производственных объединений (в частности, производственным единицам) принадлежит право внутрихозяйственного управления находящимся в их ведении имуществом.
К числу централизованных фондов и резервов органов хозяйственного руководства относятся централизованные фонды развития производства; материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; фонд научных исследований; фонд освоения новой техники; централизованный фонд для премирования за создание и внедрение новой техники; фонд развития экспортного производства; фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений; резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям; резерв амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и т. д.
Большинство централизованных фондов и резервов образуется за счет отчислений, производимых предприятиями и организациями, входящими в состав данной хозяйственной системы.
Что же касается внутренних структурных подразделений, то даже те из них, которые выделены на отдельный баланс, обладают куда меньшей имущественной обособленностью, нежели хозяйственные организации, пользующиеся правами юридического лица. Так, основные и оборотные средства закрепляются и за производственной единицей. Однако норматив оборотных средств производственной единицы утверждает объединение, которое вправе изъять у нее оборотные средства при изменении норматива. Объединение вправе, а по предложению производственной единицы обязано изъять у нее излишние материальные ценности, относящиеся к основным и оборотным средствам.
Вместе с тем в целях обеспечения материальной заинтересованности внутренних структурных подразделений в надлежащем и эффективном использовании закрепленного за ними имущества они получают в свое распоряжение часть фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и могут получать часть фонда развития производства.
Положением о производственном объединении предусмотрено, что неиспользованные производственной единицей остатки средств фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства переходят на следующий год и изъятию у нее не подлежат.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +