Кооперативные, а также государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации прекращаются по основаниям, указанным в законе и в уставе (положении).
Общественные организации прекращаются по основаниям, указанным в их уставах (положениях).
Реорганизация кооперативных, государственно-колхозных и иных государственно-кооперативных общественных организаций (слияние, разделение, присоединение допускается только по решению общих собраний их членов (участников) или собраний уполномоченных.
1. Законом предусмотрен порядок прекращения кооперативных организацм с ликвидацией их дел и имущества: а) по истечении срока, на который она была установлена; б) при уменьшении числа членов ниже определенного минимума, предусмотренного законом или уставом; в) при признании ее по суду несостоятельной, т. е не имеющей достаточных средств для того, чтобы, расплатившись с кредиторами, продолжать свою деятельность; г) при уклонении организации от цели, указанной в уставе или в сторону, противную интересам государства; д) в случае признания общим собранием членов организации (собранием уполномоченных) необходимости ее ликвидации (см. п. 2 Положения о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении. — СЗ СССР, 1927, № 37, ст. 372). Следовательно, кооперативные организации ликвидируются при наступлении обстоятельств, как зависящих, так и не зависящих от воли организации.
В зависимости от вида кооперативной организации, помимо оснований ее ликвидации, указанных в законе, в примерных уставах могут быть указаны и другие основания.
2. Порядок прекращения государственно-колхозных и иных государственно-кооперативных организаций урегулирован лишь в общей форме Общим положением о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве. Реорганизация и прекращение деятельности межхозяйственного предприятия (организации) производятся по решению собрания уполномоченных представителей хозяйств-участников после рассмотрения этого вопроса в исполкоме соответствующего местного Совета и в органе, который правомочен утверждать решение о создании предприятия (организации). Ликвидационная комиссия (при прекращении деятельности) избирается собранием уполномоченных и утверждается исполкомом.
3. Часть 2 ст. 39 ссылается лишь на уставы (положения) как на акты, указывающие на основания прекращения общественных организаций, но не отсылает к закону.
В настоящее время в уставах общественных организаций, по общему правилу, указывается либо два основания их прекращения — решение об этом общего собрания (собрания уполномоченных), съезда общества и решение компетентного государственного органа, либо только одно основание — решение съезда общества.
Компетентным органом, что и записано в ряде уставов, является Правительство СССР и РСФСР, т. е. органы, которые принимали решения о создании общества. В некоторых уставах делается отсылка к органу, утвердившему устав общества (этого требует п. 22 Положения о добровольных обществах и союзах РСФСР). Но так как в настоящее время многие уставы утверждаются высшим органом самого общества, чаще решение о прекращении принимает орган, утвердивший устав.
Принудительное прекращение добровольных обществ возможно и в тех случаях, когда общество отклонилось в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом, или его деятельность противоречит интересам государства, или если в связи с изменившимися условиями хозяйственного или социально-культурного развития существование общества становится нецелесообразным. 4. Часть 3 ст. 39 допускает реорганизацию кооперативных, межхозяйственных и общественных организаций только в добровольном порядке — по решению их членов. Положение о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении от 15 июня 1927 г. определяет порядок и последствия реорганизации (разд. III Положения).