Прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они образуются.
1. Ликвидация — это прекращение юридического лица и его деятельности. Юридическое лицо может быть ликвидировано решением вышестоящего по отношению к государственной организации органа. Основанием ликвидации являются: достижение цели, ради которой было образовано юридическое лицо, истечение срока его действия, нецелесообразность дальнейшего его существования и деятельности, иные причины.
Орган, принявший решение о ликвидации государственной организации, являющейся юридическим лицом, создает для этого ликвидационную комиссию. Все претензии кредиторов должны быть предъявлены в предусмотренный законом или установленный при создании ликвидационной комиссии срок. Но этот срок не может быть короче минимального срока, указанного в законе (например, этот срок, согласно Положению о предприятии, не может быть меньше одного месяца (п. 109). Незаявленные в срок претензии, а также претензии, не выявленные самой ликвидационной комиссией до утверждения ликвидационного отчета, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения выявленных претензий, а также претензий, заявленных в установленный срок. Претензии, не удовлетворенные за недостатком имущества у ликвидируемой организации, считаются погашенными.
2. Реорганизация — прекращение юридического лица без прекращения его деятельности. Субъектом этой деятельности становится другое юридическое лицо. Реорганизация связана с правопреемством, с переходом имущественных прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к новым или новому юридическому лицу. Передача самостоятельного предприятия, т. е. предприятия, являющегося юридическим лицом, из подчинения одного органа в подчинение другого органа не может быть признана реорганизацией в гражданско-правовом смысле, ибо в этом случае правопреемства не возникает. Передаваемое предприятие — юридическое лицо, и оно сохраняет все гражданские права и обязанности, существовавшие до момента передачи (см. Комментарий арбитражной практики, № 9, с. 156—161).
3. Действующее законодательство о порядке ликвидации и реорганизации юридических лиц дифференцировано применительно к их видам (государственные, кооперативные, общественные организации). Порядок прекращения юридических лиц государственных организаций определен в различных положениях о них, в типовых примерных уставах. Реорганизация и ликвидация государственного предприятия про водятся по решению органа, который правомочен образовывать соответствуюи предприятия (п. 20 Общего положения о министерствах СССР; п. 105 Положения предприятии; п. 138 Положения о производственном объединении).
Прекращение государственных организаций путем ликвидации производится главным образом вследствие признания нецелесообразности дальнейшего их существования. С такой ликвидацией связаны, после того как будет закончен ликвидационный процесс, либо создание новой государственной организации, либо передача ее имущества другой, существовавшей ранее, организации.
Процесс ликвидации государственного предприятия урегулирован в Положен о предприятии (пп. 108—111). Аналогичным образом урегулирован ликвидационный процесс и Положением о производственных объединениях (пп. 141—143). Следует отметить содержащееся в обоих Положениях правило, обязывающее вышестоящий орган решить без ущерба для выполнения государственного плана вопрос о порядке исполнения договоров, заключенных ликвидированными предприятием или производственным объединением (п. 109 и п. 141). Если ликвидируемое предприятие (объединение) не может их исполнить в течение срока, отведенного для завершения ликвидации, их исполнение должно быть передано другому подчиненному вышестоящему органу предприятию (объединению). В указанных Положениях определены и последствия реорганизации.