Государство не отвечает по обязательствам государственных организаций, являющихся юридическими лицами, а эти организации не отвечают по обязательствам государства.
Условия и порядок отпуска средств на покрытие задолженности учрежоений и иных государственных организаций, состоящих на государственном бюджете, если эта задолженность не может быть покрыта за счет их сметы, устанавливаются законодательством СССР и РСФСР.
1. Норма, сформулированная в ч. 1 ст. 33, воспроизводится в различных редакциях во всех положениях о государственных хозяйственных организациях различного уровня и вида, в уставах конкретных предприятий различных отраслей народного хозяйства, производственных и промышленных объединений и т. д.
Не является исключением из этого правила и деятельность советских банков. Так, Госбанк не несет ответственности по обязательствам Союза ССР, союзных республик, их центральных и местных органов, за исключением случаев, когда такая ответственность возлагается на него Правительством СССР или когда он примет на себя такую ответственность в порядке поручительства или акцепта. Правительство СССР и правительства союзных республик, их центральные и местные органы также не несут ответственности по обязательствам Госбанка СССР, кроме его обязательств по вкладам граждан (п. 7 Устава Госбанка СССР).
Это означает, как следует из ч. 2 п. 7 Устава Госбанка, что государство принимает на себя ответственность по обязательствам Госбанка перед гражданами: в п. 46 Устава Госбанка сказано, что выдача вкладов по первому требованию вкладчика (гражданина) гарантируется государством. Это положение действует и в отношении тех состоящих на хозрасчете государственных организаций, кредитоспособность которых гарантируется государством, а именно в отношении государственных трудовых сберегательных касс. Сохранность денежных средств и других ценностей, тайна вкладов, вверенных сберегательным кассам, и выдача их по первому требованию вкладчиков гарантируется государством. Кроме того, если в каком-либо году убытки по операциям государственных трудовых сберегательных касс превысят запасный фонд, то недостаточная сумма покрывается за счет доходов Госбанка СССР (п. 42 Устава сберегательных касс).
Государство не отвечает также по обязательствам Внешторгбанка СССР и Стройбанка СССР, а эти банки не отвечают по обязательствам государства (п. 3 Устава Внешторгбанка, п. 8 Устава Стройбанка СССР).
2. В случае, если у государственного бюджетного учреждения, имеющего самостоятельную смету и, следовательно, являющегося юридическим лицом, нет необходимых денежных средств для покрытия задолженности кредиторам за счет этой сметы, недостающие средства отпускаются этому учреждению из очередных сметных ассигнований. Предоставление этих средств не может рассматриваться как дополнительная (субсидиарная) ответственность государства за долги учреждения. Бели задолженность учреждения его кредиторам превышает смету учреждения, то она погашается не государством, а самим должником-учреждением, после того как на его текущий счет будут перечислены необходимые для этого денежные средства. Гражданско-правовую ответственность перед кредиторами несет по-прежнему госбюджетное учреждение, а не государство.
3. Это положение действует и в отношении тех состоящих на хозрасчете государственных организаций, кредитоспособность которых гарантируется государством, а именно в отношении государственных трудовых сберегательных касс и Государственного банка. Сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных сберкассам СССР, тайна вкладов и выдача их по первому требованию вкладчиков гарантируются государством. Так же следует трактовать и ответственность государства по обязательствам Госбанка по вкладам граждан: в п. 46 Устава Госбанка сказано, что выдача вкладов по первому требованию вкладчика (гражданина) гарантируется государством. Кроме того, если в каком-либо году убытки по операциям государственных трудовых сберегательных касс СССР превысят запасный фонд, то недостаточная сумма покрывается за счет доходов Госбанка СССР (п. 42 Устава сберкасс).