Настоящим Кодексом регулируются указанные в статье 1 отношения:
государственных, кооперативных и общественных организаций между собой;
граждан с государственными, кооперативными и общественными организациями;
граждан между собой.
Участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом, в предусмотренных законодательством Союза ССР случаях могут быть и иные организации.
К имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым и бюджетным отношениям правила настоящего Кодекса не применяются.
Семейные, трудовые, земельные отношения, а также отношения в колхозах, вытекающие из их устава, регулируются соответственно семейным, трудовым, земельным и колхозным законодательством.
1. В ч. 1 ст. 2 определен круг участников отношений, регулируемых ГК. В Указе от 30 октября 1981 г. в ст. 2 Основ в первой ее части слова „кооперативных и общественных" и „кооперативными и общественными" заменены соответствующими словами „кооперативных и других общественных" и „кооперативными и другими общественными". Исходя из принципа единства регулирования социалистических имущественных отношений, ГК включает в этот круг как социалистические организации, так и граждан. Это единство определяется единством социалистической экономики, социалистической собственностью на средства производства, производной от нее личной собственностью граждан на предметы потребления, наличием личной собственности на мелкие орудия и средства производства, необходимые для ведения гражданами подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, для допускаемой законом индивидуальной трудовой деятельности. Единство имущественных отношений опирается на единство советского товарного оборота, определяемого и направляемого государственными планами экономического и социального развития, сочетающими задачи увеличения общественного богатства и подъема материального и культурного уровня советских граждан.
Кроме участников гражданских правоотношений, перечисленных в этой статье, таким участником может выступать и государство (ч. 6 ст. 24 и п. 15 комментария к этой статье).
Общие нормы ГК, определяющие основания возникновения гражданских правоотношений, виды сделок, условия их действительности и недействительности, защиту гражданских прав, правомочия собственника, понятие обязательства, способы его обеспечения, основания гражданско-правовой ответственности и многие другие, в основном одинаково применяются ко всем участникам отношений, регулируемых ГК. Единство правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, не устраняет, однако, известной дифференциации.
Имеются нормы, предназначенные только для регулирования отношений между социалистическими организациями. Это, например, нормы о договорах поставки (гл. 24), государственной закупки сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов (гл. 25), подряд на капитальное строительство (гл. 31). Имеются в ГК и нормы, которые действуют лишь в отношениях между организациями и гражданами, например некоторые нормы договора купли-продажи (ст. ст. 248, 252), значительное число норм договора жилищного найма (ст. ст. 296, 316, 331, 332, 334), нормы договора перевозки пассажиров (ст. ст. 374, 381, 385), нормы о банковских ссудах гражданам и об их вкладах в кредитные учреждения (ст. ст. 394, 395 ГК). Наконец, ГК включает в себя и нормы, сферой применения которых являются исключительно отношения между гражданами, например некоторые нормы договора жилищного найма (ст. ст. 320, 321, 323,325).
Такая дифференциация норм гражданского законодательства объясняется в основном различиями в содержании отношений, определяемых объектами и назначением социалистической собственности (государственной, колхозно-кооперативной, собственности общественных организаций), с одной стороны, и вытекающих из личной собственности — с другой, различиями в степени воздействия планового начала на имущественные отношения, возникающие между социалистическими организациями и гражданами, между гражданами. Но и в этих случаях применяются нормы общей части ГК и нормы общих положений об обязательствах, если только в этих нормах или в нормах, входящих в конкретные институты, закрепляющие особенности регулирования отношений в зависимости от состава участников, не содержится иных правил.
2. Иные организации, могущие быть участниками гражданско-правовых отношений, предусмотренных законодательством Союза ССР, это: межгосударственные хозяйственные организации и предприятия, образованные в процессе осуществления программы социалистической интеграции и специализации стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), и имеющие свое местонахождение на территории СССР; некоторые несоциалистические организации.
Такими несоциалистическими организациями, кроме иностранных предприятий и организаций (инофирм), которым предоставлено право совершения на территории СССР внешнеторговых и иных связанных с внешней торговлей сделок (ст. 564 ГК), могут быть некоторые иностранные организации, преследующие в своей деятельности неимущественные цели; однако для их достижения необходимо иметь определенное имущество и быть участником имущественного оборота. Речь идет об обеспечении деятельности посольств иностранных государств в СССР, об устройстве иностранных выставок на территории СССР, а также о деятельности представительств иностранных фирм, банков, организаций (инофирм), цель которых — экономическое сотрудничество с советскими внешнеторговыми объединениями, министерствами и хозяйственными организациями (Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций. — СП СССР, 1977, №16, ст. 95).
3. Согласно ст. 2 Основ в ред. Указа от 30 октября 1981 г. к отношениям, не регулируемым гражданским законодательством, отнесены также горные, водные, лесные отношения. В ч. 3 и ч. 4 ст. 2 говорится о тех содержащих имущественные элементы отношениях, которые регулируются не ГК, а иным законодательством, с учетом приведенного выше дополнения круга этих отношений. Имеется в виду административное, финансовое, семейное, трудовое, земельное законодательство, законодательство о недрах, водное, лесное и колхозное законодательство.
4. Отношения, возникающие в процессе управления социалистическим хозяйством между планово-регулирующими органами, с одной стороны, хозяйственными организациями — с другой, регулируются административным законодательством. Эти отношения имеют своим содержанием организацию планового ведения хозяйства, централизованное руководство производственной деятельностью по установленным плановым показателям, плановое распределение произведенной продукции и т. д. Отношения, возникающие в связи с такой организационной деятельностью, — это отношения власти — подчинения, а не отношения равноправных лиц. Такими регулируемыми нормами административного законодательства являются, например, отношения по наделению предприятия (объединения) необходимыми для его деятельности основными и оборотными средствами, финансированию капитального строительства, по выделению фондов на снабжение сырьем, материалами, оборудованием, фондов товаров народного потребления (для оптовых и розничных предприятий) и т. д.
У планово-регулирующего государственного органа нет тех имущественных прав на объекты государственной собственности, на которые распространяется его властноорганизационная деятельность, какие имеются у предприятия (объединения), являющегося субъектом права оперативного управления на закрепленное за ним государственное имущество (ст. 94). Государственные органы управления народным хозяйством осуществляют планово-распорядительные (административные) функции в отношении государственного имущества, а не непосредственную хозяйственную деятельг ность; прав оперативного управления на это имущество они не имеют. Поэтому при определении природы функций и прав органов хозяйственного руководства на государственное имущество обычно говорят, что оно находится в их ведении, они заведуют им. 5. Властноорганизационными с имущественным содержанием, не подпадающими под действие норм ГК, являются отношения налоговые и бюджетные. Эти отношения, основанные на обязательных платежах в государственный бюджет и расходовании бюджетных средств на нужды государственного управления, оборонные, хозяйственные и социально-культурные цели, называются финансовыми отношениями и составляют предмет финансового законодательства. Непременный субъект финансового отношения — государство, действующее через Министерство финансов и его местные органы. 6. Предмет семейного права составляют отношения, вытекающие из брака, родства, усыновления, принятия детей на воспитание, опеки и попечительства. Личные отношения здесь являются основными, имущественные — подчиненными, причем последние нельзя признать ни возмездными, ни тем более эквивалентными. Поэтому семейные отношения регулируются не гражданским, а семейным законодательством. В тех же случаях, когда КоБС отсылает к нормам гражданского законодательства по вопросам, относящимся к регулированию имущественных отношений, это означает, что указанные отношения входят в предмет гражданского права. Таковы отношения между супругами по поводу их раздельного имущества, нажитого ими до вступления в брак, а также допускаемые законом имущественно-договорные отношения между супругами. Деятельность опекунов как законных представителей подопечных и попечителей, чье согласие на совершение гражданско-правовых сделок лицами, находящимися под попечительством, является необходимым условием действительности этих сделок, регулируется не только ст. 132 КоБС, определяющей гражданско-правовые обязанности опекунов и попечителей, но и ГК (ст. ст. 13—16, 62). В других случаях КоБС предписывает субсидиарное применение норм ГК к отношениям, вытекающим из брака и семьи (например, ст. 11 устанавливает, что при применении норм, устанавливающих исковую давность, суд руководствуется правилами ст. ст. 80—82 и 85-87 ГК).
7. Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе труда и в связи с его результатами. В трудовом правоотношении сочетаются организационные, трудовые в собственном смысле слова и имущественные элементы. Имущественный элемент, будучи неотделимой частью трудового правоотношения, имеет своим источником использование работником социалистического имущества в процессе выполнения трудовых обязанностей и реализацию социалистического принципа распределения по труду через заработную плату и иные трудовые заработки. Трудовые отношения — предмет регулирования Кодекса законов о труде и иных актов трудового законодательства.
8. Земельные отношения в СССР включают в себя властно-организационные отношения по управлению государственным земельным фондом и имущественные отношения по владению и пользованию землей, возникающие из закрепления земельных участков за землепользователями — организациями и гражданами. Специфика этих отношений в том, что земля — исключительная собственность государства — не является товаром и объектом возмездного экономического оборота, но это не исключает учета экономической оценки земельных участков, выделяемых под строительство предприятий (подп. „г" п. 55 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. „Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". — СП СССР, 1979, № 18, ст. 118). Лежащие на землепользователе обязанности по отношению к государству имеют главным образом административно-правовой характер. Поэтому земельные отношения регулируются не ГК, а Земельным кодексом. Но в тех случаях, когда речь идет об отношениях, связанных с оценкой и возмещением затрат, вложенных в земельные участки, в связи с их изъятием для государственных и общественных нужд, равно как и в случае причинения имущественного вреда землепользователю, применяется гражданско-правовое регулирование этих отношений независимо от того, в каких нормативных актах, относимых к земельному или гражданскому законодательству, соответствующие нормы находятся. Соответственно с учетом некоторых особенностей, определяемых спецификой иных отраслей природоресурсового законодательства, регулируются таким же образом и отношения, вытекающие из пользования недрами, водами, лесами.
9. Отношения в колхозах, вытекающие из их уставов, т. е. отношения, основанные на членстве в колхозе (внутриколхозные отношения), — особая разновидность трудовых и имущественных отношений в их сочетании. Их специфика определяется природой колхозной собственности как собственности отдельных колхозов и их объединений. Они составляют предмет колхозного законодательства, основным актом которого является Примерный Устав колхоза. В регулировании внутриколхозных отношений много сходного с регулированием трудовых отношений, и это сходство по мере сближения колхозной собственности с собственностью общенародной все больше будет возрастать. Так, при причинении вреда колхозу в результате небрежности в работе (если не совершено уголовное правонарушение) члены колхоза несут имущественную ответственность в том же размере, в каком установлена по общему правилу материальная ответственность рабочих и служащих (ч. 1 ст. 119 КЗоТ РСФСР).
Что же касается выступления колхоза как юридического лица в имущественном обороте, то отношения, возникающие из совершаемых им сделок, целиком подчиняются гражданскому законодательству. Нормы гражданского законодательства регулируют и отношения между колхозами, связанные с образованием межколхозной собственности, на основе межхозяйственной специализации и аграрно-промышленной интеграции (см. комментарий к ст. ст. 116 и 117).