Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Ответы юриста на вопросы >> Юридическая консультация >>

§ 4. Кооперирование трудовых крестьянских хозяйств


Г. А. Аксененок, В. К. Григорьев, П. П. Пятницкий. "Колхозное право"
Гос. изд-во юридической литературы, М., 1950 г.
OCR Detskiysad.Ru

1. После земельной реформы положение трудового крестьянства стран народной демократии, как уже указывалось, значительно улучшилось. Этому сильно способствует широкая помощь, оказываемая государством бедняцким и середняцким хозяйствам. Они получают сель скохозяйственные машины, скот, сортовые семена, минеральные удобрения. Налоговая политика построена на началах переложения бремени налогов на зажиточные слои деревни.
Опыт социалистического строительства в СССР свидетельствует о том, что нельзя двигать вперед социалистическую промышленность, не переделав коренным образом сельского хозяйства, не переведя его на путь социалистического развития, на путь крупного коллективного производства. «Ленин указывал, что при диктатуре пролетариата и союзе рабочего класса с крестьянством, при обеспечении руководства за пролетариатом по отношению к крестьянству, при наличии социалистической промышленности, — правильно организованная, охватывающая миллионы крестьянства производственная кооперация — является тем средством, при помощи которого можно построить в нашей стране полное социалистическое общество».
Указания Ленина, развитые в дальнейшем товарищем Сталиным и получившие под его гениальным руководством всемирно-историческое осуществление, являются руководящими для коммунистических и рабочих партий стран народной демократии. Их политика в деревне базируется на ленинско-сталинских указаниях: опора на бедноту, союз со средним крестьянством и решительная борьба с кулачеством.
Практика социалистического строительства в СССР показывает, что ликвидация кулачества как класса возможна лишь на базе сплошной коллективизации сельского хозяйства. Это требует от коммунистических и рабочих партий длительной подготовительной работы по ограничению капиталистических элементов в деревне, «по укреплению союза рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса, развитию социалистической индустрии, способной организовать производство машин для коллективного ведения хозяйства. Торопливость в этом деле может принести только вред. Только на основе этих мер, тщательно подготовленных и последовательно проводимых, возможен переход от ограничения капиталистических элементов в деревне к их ликвидации».
Коммунистические и рабочие партии стран народной демократии, используя богатый опыт Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), призывают трудящееся крестьянство на путь коллективного ведения хозяйства, создают для этого необходимые условия, способствующие развитию коллективной формы хозяйства. Как уже указывалось, на базе конфискованных помещичьих и других крупных землевладений организуются показательные государственные земледельческие хозяйства, широко развертывается сеть государственных и кооперативных машинно-тракторных станций. Кооперативным хозяйствам оказывается государственная помощь в приобретении машин и сельскохозяйственного инвентаря, семян, скота, минеральных удобрений, предоставляется кредит и т. д.
2. Кооперация в сельском хозяйстве стран народной демократии развивается в различных формах — в форме производственной кооперации, сбытовой, снабженческой, потребительской и др. Наиболее распространенной формой производственной сельскохозяйственной кооперации в настоящее время являются трудовые кооперативные земледельческие хозяйства (ТКЗХ). Они представляют собой простейшую форму кооперативных хозяйств социалистического типа. Крестьянин, вступающий в ТКЗХ, передает свой земельный участок кооперативу на правах аренды, сохраняя на него свое право частной собственности. Инвентарь, рабочий и продуктивный скот, хозяйственные постройки передаются кооперативу на праве собственности. В личном пользовании членов ТКЗХ остается небольшой приусадебный участок земли и подсобное хозяйство (личный скот, постройки, мелкий инвентарь). Вся работа в ТКЗХ выполняется сообща членами кооператива и их семьями; наемный труд не допускается. Мерой оплаты труда является трудодень. Поскольку за членами кооперативов сохранена частная собственность на землю, распределение доходов в ТКЗХ происходит, с одной стороны, по затраченному труду, а с другой — по количеству сданной в кооператив земли.
Хозяева земли получают земельную ренту. Размер этой ренты — от 20 до 40% чистого дохода кооператива.
Как видим, ТКЗХ отличаются от советских колхозов тем, что они организованы на земле, принадлежащей на праве частной собственности членам кооператива, в то время как советские колхозы созданы на земле, составляющей всенародную собственность и переданной колхозам на праве бесплатного и бессрочного пользования, т. е. навечно. Кроме того, в ТКЗХ существует еще нетрудовой доход в виде арендной платы за сданную кооперативу яемлю, тогда как в наших колхозах доходы распределаются только по труду в зависимости от его количества и качества.
Трудовые кооперативные земледельческие хозяйства стран народной демократии по своей правовой форме и структуре похожи на наши товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). Однако имеется и различие между нашими ТОЗами и ТКЗХ. Это различие состоит в том, что у нас ТОЗы создавались на национализированной земле. Трудовые же кооперативные земледельческие хозяйства возникают при наличии частной собственности на землю с обобществлением основных средств производства и при сохранении нетрудовых доходов, получаемых за землю в виде ренты при распределении доходов. Помимо ТКЗХ, в странах народной демократии стали создаваться производственные кооперативы более высокой формы — коллективы типа сельскохозяйственной артели, что особенно наглядно видно на примере Румынии, Польши и других стран народной демократии.
3. В Румынии решающее значение в деле социалистического переустройства сельского хозяйства имел состоявшийся в марте 1949 года Пленум ЦК Румынской рабочей партии, наметивший конкретные пути организации коллективных хозяйств на основе принципа добровольности и закрепления за ними на вечное пользование земли.
Пленум признал необходимым разработать примерный устав коллективного хозяйства и определил содержание этого устава. На основании указаний Пленума был принят устав сельскохозяйственных коллективов. По уставу крестьяне-бедняки и середняки, вступившие в коллективные хозяйства, объединяют земли, рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, хозяйственные постройки, необходимые для ведения коллективного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. В личной собственности члены коллективного хозяйства вправе иметь жилые постройки, приусадебный участок, мелкий сельскохозяйственный инвентарь, одну корову (или буйволицу), двух телят, свиноматку с приплодом, шесть овец или коз вместе, 15 ульев, неограниченное количество птицы и кроликов. Распределение доходов между членами коллектива производится только по количеству выработанных ими трудодней. Обобществленная земля является коллективной, общественной собственностью. Организация труда построена по принципу создания производственных бригад — полеводческих, животноводческих и других, за которыми закрепляются определенные земельные участки. Расхищение коллективной и государственной собственности рассматривается как измена общему делу и помощь врагам народа. Лица, виновные в расхищении коллективного и государственного имущества, должны караться по всей строгости закона страны.
Коллективные хозяйства получают от государства значительную поддержку. Помимо крупных земельных участков, переданных им в вечное пользование, коллективам были переданы также постройки, складские помещения, конюшни и другое имущество, ранее принадлежавшее помещикам и другим эксплоататорским элементам. Коллективным сельским хозяйствам предоставлен льготный кредит, а также льготы в налоговом положении. В частности, они освобождены от прогрессивного налога в течение двух лет со дня их организации, а потом они должны платить только 1 % своего валового дохода.
В Румынии имеется и большое количество товариществ по совместной обработке земли.
4. В Болгарии согласно ст. 11 конституции трудовые кооперативные земледельческие хозяйства поощеряются и поддерживаются государством и пользуются его особым покровительством. Массовое развитие ТКЗХ получили после принятия закона «О трудовых кооперативных земледельческих хозяйствах» (18 апреля 1945 г.) и закона «О кооперативной обработке земли и создания машинно-тракторных станций» (март 1946 года).
Трудовые, кооперативные земледельческие хозяйства являются в Болгарии основной и самой распространенной формой производственной кооперации. Эти хозяйства организуются на основе добровольного объединения крестьян. Вступающие в члены ТКЗХ обязаны объединить свои земли; в их личной собственности остается только земельный участок (усадьба) не свыше 0,5 га. Все основные средства производства — живой и мертвый инвентарь, рабочий скот — подлежат обобществлению. В личной собственности членов ТКЗХ остаются одна корова, от трех до пяти овец, две свиньи и птица. По решению общего собрания кооператива могут быть обобществлены и все овцы. Обобществленное имущество поступает в качестве погашения инвентарного (вступительного) взноса члена ТКЗХ. Если стоимость обобществленного имущества превышает стоимость вступительного взноса, разница выплачивается членам ТКЗХ к концу четвертого хозяйственного года. Государство предоставляет безземельным и беднейшим хозяйствам для внесения инвентарного взноса в кооператив льготные кредиты.
Работа производится на основе сдельщины членами ТКЗХ и их семьями. Единицей измерения затраченного труда в соответствии с его количеством и качеством является трудодень.
Все полученные доходы в ТКЗХ распределяются между его членами по трудодням и в зависимости от количества земли, переданной кооперативу. Большая часть доходов — от 60 до 70% распределяется по трудодням, от 20 до 40% выдается членам ТКЗХ в виде земельной ренты. Распределение натуральных доходов между членами ТКЗХ производится после выполнения обязательных поставок государству, создания необходимых внутрихозяйственных фондов (семенного, неделимого, фонда помощи нетрудоспособным и престарелым). Не подлежит распределению часть продукции, выделенная для продажи государственным организациям (табак, сахарная свекла и др.).
В начале 1950 года Совет министров и ЦК компартии Болгарии приняли совместное постановление, поставившее перед органами Министерства земледелия и народными советами ряд задач по расширению и укреплению существующих ТКЗХ и дальнейшему вовлечению тружеников деревни в дело социалистического строительства путем создания новых ТКЗХ.
Земельную площадь новых и старых ТКЗХ предлагается довести в 1953 году до 30 млн. гектаров. Постановление подчеркивает обязательность строгого соблюдения принципа добровольности; лица, нарушающие этот принцип, подлежат наказанию. В члены ТКЗХ могут приниматься только трудящиеся; принимать в ТКЗХ кулаков запрещается. Организация труда в ТКЗХ должна строиться по принципу создания производственных бригад, за которыми закрепляются определенные земельные участки, инвентарь и рабочий скот. Всемерному укреплению подлежит дисциплина труда. ТКЗХ обязаны проводить строгий учет труда, не допуская расходования трудодней на ненужные, непроизводительные работы. Широко должны внедряться новейшие достижения агрономической и зоотехнической науки. Управление делами в ТКЗХ должно быть построено на принципе широкой внутренней кооперативной демократии. Трудовыми кооперативными земледельческими хозяйствами должны управлять совет кооператива и контрольная комиссия, которые избираются общим собранием членов ТКЗХ и в своей деятельности отчитываются перед общим собранием. Недопустимы игнорирование общих собраний кооператива и администрирование со стороны отдельных должностных лиц. Местные народные советы обязаны оказывать повседневную помощь кооперативам и принимать меры к сохранению их имущества от расхищения. Лица, виновные в нанесении ущерба имуществу кооператива, подлежат строгой ответственности. Постановлением намечены также мероприятия по упорядочению землеустройства ТКЗХ.
Совет министров и ЦК компартии Болгарии одобрила представленный Министерством земледелия проект нового типового устава ТКЗХ и предложили ему опубликовать проект в печати для всестороннего обсуждения членами ТКЗХ, партийными организациями и народными советами, организациями Отечественного фронта и др. Образцом для типового устава являлся Сталинский Устав сельскохозяйственной артели. При обсуждении проекта по республике было проведено 150 околийских (уездных) конференций и свыше 20 000 публичных собраний, на которых участвовало 950 тысяч человек. В результате обсуждения поступило 2500 предложений. На второй национальной конференции ТКЗХ, созванной Советом министров и ЦК компартии Болгарии в апреле 1950 года, проект типового устава был окончательно принят как основной закон организации и работы ТКЗХ. Устав ТКЗХ утвержден Советом Министров и ЦК Болгарской коммунистической партии.
По Примерному уставу болгарских ТКЗХ отменен старый порядок, по которому члены ТКЗХ могли не принимать трудового участия в кооперативе, получая ренту за сданную кооперативу землю, устанавливается, что членами ТКЗХ могут быть лишь лица, вкладывающие в производство свой собственный труд или труд членов своей семьи. Уменьшен размер ренты, выплачиваемый за переданную кооперативу землю: вместо 30—40% выдаваемой ренты ранее, по Уставу предусматривается выдача ренты от 20 до 30% чистого дохода.
Политика коммунистической партии Болгарии по отношению к кулачеству — ограничение их и вытеснение. Это находит свое конкретное выражение в изъятии у кулаков промышленных предприятий (крупных мельниц, маслобоен, чесальных мастерских и других предприятий), в принудительном выкупе у них тракторов, молотилок н других крупных сельскохозяйственных машин, в отмене натуральной арендной платы, которая широко применялась ростовщиками, в запрещении принимать кулаков в члены ТКЗХ.
Такие же преобразования в области сельского хозяйства с использованием опыта СССР имеют место и в других странах народной демократии — Польши, Венгрии, Чехословакии и Албании.
5. Создание кооперативных форм объединения в сельском хозяйстве стран народной демократии происходит в обстановке ожесточенной классовой борьбы. Кулачество и другие капиталистические элементы деревни оказывают упорное сопротивление мероприятиям народно-демократических государств, любыми средствами они пытаются помешать организации коллективных хозяйств, их росту и укреплению. Беспощадное подавление этого сопротивления кулаков и других классово-враждебных элементов в деревне обеспечит победу коллективного строительства в странах народной демократии.






Автотранспорт


Бытовые конфликты


Финансы и кредиты


Недвижимость


Налогообложение


Наследование и дарение


Льготы и пособия


Права потребителей


Предпринимательство


Развод и алименты


Семейные проблемы


Страхование


Трудовые споры


Другие вопросы

Бракованные товары


Порядок переоформления


Жалобная книга

Словарь терминов


Юридический практикум


Иски и протесты


Некачественные товары


Нерассмотренные вопросы


Юридическая литература


Юридические статьи



 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +