Г. А. Аксененок, В. К. Григорьев, П. П. Пятницкий. "Колхозное право"
Гос. изд-во юридической литературы, М., 1950 г. OCR Detskiysad.Ru
1. Министерство сельского хозяйства СССР осуществляет руководство развитием всех отраслей сельского хозяйства в колхозах, за исключением производства хлопка, которым руководит Министерство хлопководства СССР. Руководство колхозами осуществляется Министерством сельского хозяйства СССР через главные отраслевые управления, в составе которых имеются организационно-колхозные отделы. Для объединения всей работы по организационно-колхозным вопросам, для разработки организационно-правовых вопросов колхозного строительства и для осуществления контроля за соблюдением Примерного Устава сельскохозяйственной артели в составе Министерства сельского хозяйства СССР действует специальный организационно-колхозный отдел. Министерство сельского хозяйства СССР дает заключения по ходатайствам различных ведомств об отводе колхозных и совхозных земель для государственных надобностей. Все кандидатуры из числа колхозников на присвоение звания Героя Социалистического Труда и награждение орденами и медалями поступают в Министерство сельского хозяйства СССР, которое представляет колхозных передовиков сельского хозяйства к правительственным наградам. С образованием Указом от 5 апреля 1950 г. Министерства хлопководства СССР руководство колхозами на местах осуществляют помимо министерства сельского хозяйства союзных и автономных республик, краевые и областные управления сельского хозяйства и районные отделы сельского хозяйства Советов депутатов трудящихся, а также органы Министерства хлопководства. В Узбекской, Таджикской, Туркменской, Азербайджанской, Киргизской, Казахской и Украинской союзных республиках производством хлопка в колхозах руководят республиканские министерства хлопководства, а в Грузинской, Армянской и Молдавской союзных республиках — главные управления хлопководства при советах министров республик. 2. Основным низовым звеном в системе сельскохозяйственных органов являются районные отделы сельского хозяйства. Районные отделы сельского хозяйства являются в то же время сельскохозяйственными отделами райисполкомов, и поэтому райисполкомы в основном осуществляют руководство колхозами.
Районные отделы сельского хозяйства проводят землеустройство колхозов, оперативно руководят делом животноводства, садоводства, пчеловодства в районе, осуществляют сводное планирование сельскохозяственного производства и государственный контроль за качеством сельскохозяйственных работ в колхозах, за качеством работы тракторов на пахоте. На главных агрономов районных отделов сельского хозяйства возложены обязанности государственных инспекторов, проверяющих качество тракторных работ. Им предоставлено право налагать на бригадиров тракторных бригад, трактористов и комбайнеров за нарушение правил агротехники штрафы в размере от 50 до 100 руб. В отношении председателей колхозов и бригадиров колхозных бригад, принявших от бригады МТС недоброкачественно выполненные работы, государственные инспектора должны ставить на общих собраниях колхозников вопрос о наложении на них соответствующих взысканий. Районные отделы сельского хозяйства непосредственно руководят работами по введению севооборотов, организуют зоотехническую и ветеринарную помощь колхозному животноводству, следят за выполнением государственного плана развития животноводства и оказывают колхозам помощь в сельскохозяйственном строительстве, руководят работой ревизионных комиссий, дают заключения о возможности снятия с работы колхозного счетовода, осуществляют руководство финансовым хозяйством и учетом в колхозах. 3. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 18 апреля 1949 г. «О трехлетнем плане развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства (1949—1951 гг.)» предусмотрен ряд мероприятий по развитию общественного поголовья скота в колхозах, контроль за осуществлением которых возложен на сельскохозяйственные органы. На республиканские министерства сельского хозяйства, краевые и областные управления сельского хозяйства была возложена проверка правильности составления и доведения производственных заданий на 1949 год как до животноводческих колхозных ферм в целом, так и до отдельных их работников. 4. В связи с укрупнением колхозов на районные отделы сельского хозяйства возлагаются дополнительные функции по руководству укрупненными колхозами. Так, например, райсельхозотделы проводят землеустройство укрупненных колхозов, оказывают практическую помощь укрупненным колхозам в их организационный период, а именно: помогают в разработке Устава колхоза и участвуют в рассмотрении Устава на общем собрании и при регистрации Устава в райисполкоме, помогают провести тщательный учет и приемку имущества, денежных средств и других ценностей объединившихся колхозов; помогают колхозу наладить планирование, счетоводство, правильно организовать производственные бригады и составить штаты административного и обслуживающего персонала. Районные отделы сельского хозяйства должны помочь укрупненным колхозам в развертывании строительных работ, определить места размещения животноводческих помещений и помочь в получении необходимых проектов для строительства таких помещений. На Министерство хлопководства СССР возложено руководство производством хлопка в колхозах и совхозах, а также руководство заготовками и первичной переработкой хлопка, строительством и эксплуатацией ирригационных систем во всех хлопкосеющих районах. В ведение Министерства хлопководства СССР переданы из Министерства сельского хозяйства СССР все машинно-тракторные станции, расположенные в хлопкосеющих районах, а также все учреждения, связанные с производством хлопка в колхозах (научно-исследовательские институты, водохозяйственные организации, учебные заведения по подготовке специалистов по хлопководству и т. д.). В областях, возделывающих хлопок, Узбекской, Таджикской, Туркменской, Киргизской, Казахской и Украинской союзных республик предложено организовать областные управления хлопководства, а в хлопкосеющих районах — и районные отделы хлопководства. Таким образом, в хлопкосеющих районах государственное руководство колхозами осуществляется не через органы Министерства сельского хозяйства, а вновь созданными отделами хлопководства. 5. Особое место в деле руководства колхозами занимают государственные машинно-тракторные станции, входящие в систему Министерства сельского хозяйства СССР, а в хлопкосеющих районах — в систему Министерства хлопководства СССР. Машинно-тракторные станции являются мощными рычагами планового руководства колхозами и оказания им производственной помощи, они являются ведущей силой в развитии сельского хозяйства нашей страны. Товарищ Сталин учит, что «... механизация процессов труда является той новой для нас и решающей силой, без которой невозможно выдержать ни наших темпов, ни нсвых масштабов производства». Руководствуясь указаниями товарища Сталина, Советское государство осуществило подлинную техническую революцию в сельском хозяйстве, создало могучую систему государственных машинно-тракторных станций, которые не только осуществляют планомерную комплексную механизацию производства, но и руководят колхозами. МТС осуществляют политическое руководство колхозами, воспитывают колхозников в духе социалистического отношения к труду. Механизация сельского хозяйства играет громадную роль в развитии колхозов. Благодаря МТС в деревне создана миллионная армия высококвалифицированных работников: комбайнеров, трактористов, машинистов,, механиков, монтеров и т. д. Руководство колхозным крестьянством со стороны МТС приводит к постепенной ликвидации противоположности между городом и деревней.
Взаимоотношения МТС с колхозами определяются на основе утвержденного Правительством Типового договора, имеющего силу закона (подробно см. гл. IV). 6. Некоторые особенности имеются в руководстве специализированными колхозами, занимающимися выращиванием технических культур (табаководство, свекловодство, шелководство и т. д.). Продукция таких колхозов заготавливается в порядке контрактации на основе типовых договоров, утверждаемых Министерством заготовок, Министерством сельского хозяйства и соответствующим министерством (пищевой промышленности, легкой промышленности и т. д.). В договоре контрактации предусматриваются обязательства колхоза по проведению ряда мероприятий, направленных на повышение урожайности и качества законтрактованной продукции, а также обязательства контрактующей организации оказывать колхозам агрономическую, техническую и организационную помощь в выполнении договора. Таким образом, наряду с органами Министерства сельского хозяйства руководство специализированными колхозами осуществляется и соответствующими специальными ведомствами и министерствами. 7. Государственное руководство рыболовецкими колхозами осуществляется Министерством рыбной промышленности СССР, а руководство промколхозами — Центральным Советом промысловой кооперации СССР. 8. Советская агрономическая наука и передовая практика колхозов, совхозов и МТС накопили огромный опыт ведения крупного социалистического сельского хозяйства. Пропаганда и внедрение в сельскохозяйственное производство достижений науки и передового опыта, а также систематическое повышение уровня агрозоотехнических знаний колхозников, работников МТС и совхозов являются делом большой государственной важности, неотъемлемой частью руководства сельским хозяйством и одним из главнейших условий повышения культуры земледелия, неуклонного роста и развития всех отраслей сельского хозяйства. Правительство признало необходимым организовать в Министерстве сельского хозяйства СССР и союзных республик главные управления сельскохозяйственной пропаганды, а в областных и краевых управлениях сельского хозяйства — управления сельскохозяйственной пропаганды. Колхозам рекомендуется в течение 1950—1953 гг. вместо хат-лабораторий создать дома сельскохозяйственной культуры, в которых сосредоточить опытную работу, пропаганду достижений науки и опыта передовиков, а также массовую агрозоотехническую учебу колхозных кадров. Во главе домов сельскохозяйственной культуры рекомендуется поставить наиболее проявивших себя опытников-новаторов колхозного производства.