Г. А. Аксененок, В. К. Григорьев, П. П. Пятницкий. "Колхозное право"
Гос. изд-во юридической литературы, М., 1950 г. OCR Detskiysad.Ru
1. Колхозы возникают и развиваются при содействии и всесторонней помощи со стороны социалистического государства. Государственное руководство колхозами является обязательным условием развития и укрепления колхозного строя, социалистического переустройства сельского хозяйства. Грандиозные победы колхозного строя в нашей стране явились результатом проведения в жизнь ленин-ско-сталинсксго кооперативного плана, в основе которого лежит союз рабочего класса с основными массами крестьянства, в котором руководящая роль принадлежит рабочему классу. «Ленинизм, — говорит товарищ Сталин, — безусловно стоит за прочный союз с основными массами крестьянства, за союз с середняками, но не за всякий союз, а за такой союз с середняками, который обеспечивает руководящую роль рабочего класса, укрепляет диктатуру пролетариата и облегчает дело уничтожения классов». С победой колхозного строя изменилось лицо советской деревни, коренным образом изменилась психология крестьян, которые превратились в социалистических тружеников колхозных полей. «... Советское крестьянство, — говорит товарищ Сталин, — это совершенно новое крестьянство, подобного которому еще не знала история человечества». С победой колхозного строя стали быстро стираться грани между городом и деревней, различия между рабочим классом и крестьянством. Но из этого нельзя сделать вывод о том, что этих различий между городом и деревней уже не существует, о том, что разница между рабочим классом и крестьянством уже упразднена. «Эта разница есть, прежде всего, потому, что рабочие заняты в предприятиях, имеющих общенародный, государственно-социалистический характер, а крестьяне — в колхозах, которые имеют кооперативно-социалистический характер». Колхозный строй открыл широкую возможность для приобщения многомиллионных масс крестьянства к активному участию в строительстве социалистического и коммунистического общества, в строительстве новой жизни в деревне, но это обстоятельство не уменьшило, а значительно увеличило руководящую роль рабочего класса крестьянством. «Многие думают, — говорил товарищ Сталин на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1933 году,— что коль скоро достигнуто, скажем, 70 или 80% коллективизации в том или ином районе, в той или иной области, то этим уже все дано, и мы можем предоставить дело естественному ходу вещей, предоставить дело самотеку, полагая, что коллективизация сама сделает сьое дело, сама подымет сельское хозяйство. Но это глубокое заблуждение, товарищи. На самом деле, переход к коллективному хозяйству, как преобладающей форме хозяйства, не уменьшает, а увеличивает наши заботы о сельском хозяйстве, не уменьшает, а увеличивает руководящую роль коммунистов в деле подъема сельского хозяйства. Самотек теперь больше чем когда-либо опасен для дела развития сельского хозяйства. Самотек теперь может погубить все дело... Партия уже не может теперь ограничиваться отдельными актами вмешательства в процесс сельскохозяйственного развития. Она должна теперь взять в свои руки руководство колхозами, принять на себя ответственность за работу и помочь колхозникам вести свое хозяйство вперед на основе данных науки и техники». Эти указания товарища Сталина легли в основу правовых форм государственного руководства колхозами, определили характер взаимоотношений органов государства, партийных и советских работников с колхозами. Руководство колхозами должно быть систематическим, конкретным и оперативным. Это значит, что руководящие работники партийных и советских органов должны систематически изучать жизнь колхозов, входить ео все детали хозяйственной деятельности колхозов, знать положение дел в колхозах, укреплять связь с колхозными массами, развивая их самодеятельность и активность, следить за тем, чтобы в колхозах не нарушался Устав сельскохозяйственной артели и другое дополняющее его законодательство о колхозном строительстве, помогать колхозам правильно, в строгом соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели организовывать свое хозяйство. В речи на XVIII съезде Партии и в докладе на февральском Пленуме ЦК ВКП(б) (1947 г.) товарищ Андреев, говоря о государственном руководстве колхозами, указывал на ошибки некоторых партийных и советских руководителей в этом деле. В частности, товарищ Андреев обращал внимание на отсутствие систематического непосредственного изучения сельского хозяйства, на подмену упорной систематической организаторской работы в колхозах и воспитания колхозных кадров администрированием, на частую смену председателей колхозов и других руководящих работников в колхозах, на недостаточность использования богатого опыта передовиков сельского хозяйства и т. д.
Товарищ Андреев указывал, что «ошибка некоторых наших партийных, советских руководителей заключается в том, что они ... руководят вообще, вместо конкретного, постоянного оперативного руководства, не занимаются серьезно подбором кадров в колхозах...». В постановлении февральского Пленума ЦК ВКП(б) (1947 г.), принятом по докладу товарища Андреева, подчеркивается, что для решения поставленных задач необходимо все руководство сельским хозяйством поднять на более высокий уровень. «От руководителей партийных, советских и сельскохозяйственных органов, — говорится в постановлении февральского Пленума, — требуется систематическое и умелое руководство сельским хозяйством, изгнание из практики бюрократических методов руководства». Государственное руководство колхозами должно осуществляться в соответствии с требованиями Примерного Устава сельскохозяйственной артели и дополняющего его законодательства. Всякое отступление от Устава сельскохозяйственной артели в руководстве колхозами неизбежно приводит на практике к грубым ошибкам. Ярким доказательством этого являются многочисленные факты нарушений Устава сельскохозяйственной артели, вскрытые известными постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. указывается, что вскрытые грубые нарушения Устава сельскохозяйственной артели получили широкое распространение потому, что партийные и советские руководители вместо повседневного воспитания колхозов и колхозников в духе строгого соблюдения колхозного Устава сами способствуют своей оппортунистической практикой нарушению Устава и преступно-благодушно относятся к проникновению в колхозы враждебных колхозному строю частнособственнических буржуазных тенденций, заносимых остатками разбитого кулачества. Примером ошибочного руководства колхозами является осужденная партией практика руководителей партийных и советских курских областных организаций, которые недооценили сталинских указаний о механизации сельского хозяйства и в нарушение Устава сельскохозяйственной артели, по существу, ликвидировали в колхозах бригады, заменив их мелкими обособленными звеньями, Закрепление земельных участков под зерновыми культурами за звеньями приводило к невозможности использовать крупные машины (тракторы и комбайны) и задерживало развитие колхозного производства. Результаты этой порочной линии, говорит «Правда», налицо. В Курской области, где настойчиво проводилась вредная линия по созданию обособленных звеньев и по замене ими производственных бригад, сельское хозяйство из года в год давало низкие показатели. Руководство колхозами должно осуществляться с учетом особенностей каждого колхоза в отдельности. Это положение вытекает из указаний товарища Сталина о том, что хотя по форме колхозы и являются социалистическими организациями, но «все зависит от того, какое содержание будет влито в эту форму». Поэтому нельзя руководить всеми колхозами по общему шаблону, без детального изучения жизни и деятельности каждого колхоза в отдельности и людей, которые стоят у руководства тем или иным колхозом. Там, где не соблюдают этого правила, где не обеспечено большевистское руководство колхозами, — там неизбежно к колхозному руководству проникают антисоветские элементы, которые наносят серьезный урон делу колхозного строительства. Важнейшим принципом колхозного строительства является сочетание государственного руководства колхозами с самодеятельностью колхозных масс при условии строгого соблюдения колхозной демократии. Руководство колхозами прежде всего требует уменья «... убеждать массы в правильности политики партии, выдвигать и проводить такие лозунги, которые подводят массы к позициям партии и облегчают им распознать на своем собственном опыте правильность политики партии, подымать массы до уровня сознания партии и обеспечивать, таким образом, поддержку масс, их готовность к решительной борьбе». Ярким примером такого государственного руководства колхозами могут служить проводимые Партией и Правительством мероприятия по укрупнению колхозов. Повседневная забота Советского государства, Партии и лично товарища Сталина о подъеме сельского хозяйства выражаются в повышении уровня механизации колхозного производства. Объединение мелких колхозов расширяет базу для применения тракторов и других сложных сельскохозяйственных машин. Это понимает подавляющее большинство колхозников. Еот почему мероприятия по укрупнению мелких колхозов нашли живейший отклик и поддержку в широких массах колхозников. Местные партийные и советские органы проводят большую организационную работу, помогая колхозам практически осуществить их желание слить мелкие колхозы, наладить работу в укрупненных колхозах. 2. Советское государство применяет различные методы в регулировании хозяйственной деятельности колхозов. Когда дело касается выполнения колхозами государственных обязательств (поставка сельскохозяйственных продуктов, налоги, обязательное окладное страхование и т. д.), эти обязательства устанавливаются в форме прямых предписаний вышестоящих органов государственной власти. В форме прямого государственного регулирования производится планирование сельскохозяйственных работ, развития животноводства и других отраслей в колхозах.
В другом порядке осуществляется государственное руководство колхозами, когда речь идет, например, о регулировании внутриколхозных отношений. В этих случаях Партия и Правительство обычно определяют лишь основные задачи, предоставляя возможность самим колхозам претворить их в жизнь с учетом конкретных условий того или иного колхоза.
Поэтому форма самих постановлений Партии и Правительства в таких случаях носит обычно рекомендательный характер или форму совета. Ярким примером такого метода регулирования колхозно-правовых отношений может служить постановление Совета Министров СССР от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах». В этом постановлении колхозам рекомендуется укрепить существующие и создавать вновь внутри производственных бригад звенья для закрепления за ними пропашных технических, овощных культур, требующих применения ручного труда. Колхозам рекомендуется проводить все работы на основе индивидуальной и мелкогрупповой сдельщины, ежемесячно рассматривать вопрос об участии трудоспособных колхозников в общественном труде и принимать меры воздействия в отношении нерадивых колхозников, нарушающих трудовую дисциплину. Все эти нормы носят рекомендательный характер, так как проведение их в жизнь зависит от самодеятельности колхозников. Вопрос о методах государственного руководства колхозами не может быть решен без учета особенностей колхозов как организации кооперативного типа, развивающихся на базе колхозной собственности под руководством государства. В ряде случаев Партия и Правительство в своих постановлениях используют одновременно и форму прямого предписания и форму рекомендации (совета) колхозам. Примером такого рода постановлений Партии и Правительства являются постановления ЦК БКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель в колхозах от разбазаривания» и Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В этих постановлениях вопросы, связанные с ликвидацией вскрытых извращений Устава сельскохозяйственной артели, решаются в форме прямого предписания, а вопросы, относящиеся к внутриколхозной жизни и к компетенции органов управления делами в колхозах, — в форме рекомендации или совета. 3. Особое значение приобретает вопрос улучшения государственного руководства колхозами в связи с укрупнением колхозов. Местные советские органы, районные организации и особенно районные отделы сельского хозяйства теперь по иному должны помогать объединенным колхозам. Раньше, когда в районе было значительно больше колхозов, трудно было за каждым из них уследить, знать, что делается в каждом колхозе. Другое дело теперь, когда в результате укрупнения колхозов стало меньше, когда колхозы стали крупнее. Теперь райсельхозотдел имеет возможность работать с каждым колхозом в отдельности, каждому во время прийти на помощь, подметить недостатки в работе председателя и правления колхоза, подсказать, как лучше и правильнее решить тот или другой вопрос. Дело руководства укрупненными колхозами таким образом облегчается с точки зрения возможности более оперативного руководства ими. Но качество руководства должно быть теперь иным, более высоким. Во главе укрупненных колхозов стоят более квалифицированные руководители, чем это имело место в мелких колхозах. Подбор хороших руководителей для укрупненных колхозов является первейшей обязанностью местных партийных, советских и сельскохозяйственных органов, осуществляющих руководство колхозами. Укрупненный колхоз — это сложное многоотраслевое и высокомеханизированное хозяйство. Во главе каждого такого хозяйства должны стоять способные, политически грамотные, культурные и преданные колхозному делу кадры руководителей. Помогая укрупненным колхозам подобрать на должности - председателей укрупненных колхозов таких работников, выдвигая на эту работу специалистов сельского хозяйства и практиков с большим опытом организационной работы, местные советские органы должны сами повысить требования к себе по руководству колхозами, дабы обеспечить правильное использование в колхозах богатейшей техники и внедрение достижений науки и передового опыта. Таковы основные положения, основные правовые формы руководства колхозами со стороны Советского государства. Непосредственное руководство колхозами возложено на определенные государственные органы власти и органы государственного управления. К таким органам относятся местные органы власти, Министерство сельского хозяйства СССР и его органы на местах и Совет по делам колхозов при Правительстве СССР.